Обязанности учителя дефектолога в дошкольном учреждении. Должностная инструкция учителя-дефектолога, учителя-логопеда. Должностные инструкции участников ппмс сопровождения образовательного процесса

I. Общие положения

1. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.

2. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее

3. Назначение на должность учителя-дефектолога и освобождение от нее

4. Учитель-дефектолог должен знать:

4.1. Конституцию Российской Федерации.

4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.

4.3. Конвенцию о правах ребенка.

4.4. Возрастную и специальную педагогику и психологию.

4.5. Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии.

4.6. Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников).

4.7. Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности.

4.8. Программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии.

4.9. Новейшие достижения дефектологической науки.

4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

6. На время отсутствия учителя-дефектолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Учитель-дефектолог:

1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).

2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.

3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).

4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.

6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

7. Ведет необходимую документацию.

8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

10. Реализует образовательные программы.

11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка.

13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

III. Права

Учитель-дефектолог вправе:

1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).

5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Учитель-дефектолог несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Педагогический коллектив МОУ СОШ №34

Место работы, должность:

МОУ СОШ №34, г. Владимир

Владимирская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее (полное) общее образование

Дополнительное образование детей

Специальное (коррекционное) образование

Школы-интернаты, детские дома

Все классы

Предмет(ы):

Педагогика

Психология

Социология

Целевая аудитория:

Методист

Педагог-психолог

Социальный педагог

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Методическая разработка

Краткое описание ресурса:

Должностные инструкции участников ППМС сопровождения образовательного процесса. Должностная инструкция - Учителя-дефектолога.

педагогический коллектив
МОУ СОШ №34

Г. Владимир

Должностные инструкции участников
ППМС сопровождения образовательного процесса

Учитель-дефектолог

I. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя-дефектолога, утверждённой Приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ по согласованию с Минтруда РФ и в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений.
1.2. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов, назначается на должность и увольняется приказом директора Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №34 (далее - МОУ СОШ).
1.3. Учитель-дефектолог непосредственно подчиняется в рамках службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее - Службы сопровождения) - куратору Службы сопровождения образовательного учреждения.
1.4. Учитель-дефектолог является сотрудником Службы и работает в ней на междисциплинарной основе.
1.5. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (Коррекционная педагогика и специальная психология; Специальная дошкольная педагогика и психология) или высшее педагогическое образование (Педагогика и методика начального образования; Дошкольная педагогика и психология; Педагогика и методика школьного образования) с обязательной переподготовкой по специальности (специальная школьная педагогика и психология).

1.6. В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется

  1. Конституцией РФ;
  2. Декларацией прав и свобод человека;
  3. Законом РФ "Об образовании"; законодательством РФ по вопросам образования;
  4. Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
  5. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
  6. решениями Правительства Российской Федерации;
  7. "Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997, № 288 (в новой редакции от 23.12.2002);
  8. Уставом, локальными правовыми актами Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №34 (далее - МОУ СОШ);
  9. Правилами внутреннего трудового распорядка школы;
  10. Правилами и нормами охраны труда, техники безопаснос-ти и противо-пожарной защиты;
  11. настоящей инструкцией и трудовым договором;
  12. договором взаимоотношений образовательного учреждения с родителями.

Предлагаемый перечень может быть дополнен
нормативно-правовыми актами регионального и местного уровней.

1.7. Учитель-дефектолог должен знать

  1. Конституцию РФ; Конвенцию ООН о правах ребёнка;
  2. Закон РФ "Об образовании"; законодательство РФ по вопросам образования;
  3. Устав и локальные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в МОУ СОШ;
  4. нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  5. базисную программу обучения и воспитания детей; коррекционно-образовательные программы обучения детей с нарушениями интеллектуального и сенсорного развития;
  6. коррекционную педагогику и специальную психологию;
  7. анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
  8. современные методы и приемы по оказанию различных видов коррекционной помощи детям с проблемами интеллектуального и сенсорного развития.
  9. методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в интеллектуальном, сенсорном и нервнопсихическом развитии ребенка;
  10. программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в интеллектуальном и сенсорном развитии;
  11. новейшие достижения дефектологической науки и практики.

1.8. Оплата труда учителя-дефектолога производится в соответствии с действующей системой оплаты труда по должности.
1.9. Учитель-дефектолог работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному, исходя из 20-часовой рабочей недели, и утверждённому директором школы.

II. Функции

На учителя-дефектолога возлагаются определенные функции

2.1. Участвовать в коррекционно-образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в интеллектуальном и сенсорном развитии детей.
2.2. Содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
2.3. Проводить углубленное обследование учащихся школы для определения уровня интеллектуального и сенсорного развития, специфических нарушений различного генеза и структуры дефекта.
2.4. Использовать на практике апробированные коррекционные методики по исправлению отклонений в сенсорном, интеллектуальном, речевом развитии и восстановлению нарушенных функций.
2.5. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам с целью профилактики отклонений в развитии детей школьного возраста, дифференцированной диагностики интеллектуальных, сенсорных нарушений у детей и применения специальных методик и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в интеллектуальном и сенсорном развитии.

III. Должностные обязанности

Учитель-дефектолог обязан

3.1. Вести профессиональную деятельность строго в рамках своей компетенции.
3.2. Способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности школьников. Обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников во время коррекционно-образовательного процесса.
3.3. Обследовать учащихся, определять структуру и степень выраженности имеющихся отклонений в их развитии, составлять заключения по результатам обследования и доводить их в допустимом объеме до сведения родителей и пе-дагогов (с целью их ориентации в проблемах развития школьника).
3.4. Определять задачи, формы, методы коррекционной работы, организовывать и проводить коррекционно-диагностическую работу по определенной программе, включающей максимальную коррекцию интеллектуальных и сен-сорных нарушений, исправление нервно-психических отклонений в развитии детей, пропедевтику вторичных нарушений, обусловленных первичным интеллектуальным или сенсорным дефектом; обеспечивать дальнейшую готовность и адаптацию учащихся к школьному обучению.
3.5. Направлять детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
3.6. Комплектовать группы детей с различной сенсорной и интеллектуальной патологией для занятий с учетом психофизического, сенсорного и интеллек-туального состояния детей.
3.7. Выступать посредником между школьниками и всеми субъектами (администрацией, педагогическим коллективом, родителями) процесса сопровождения и коррекционно-воспитательного процесса, проводимого в МОУ СОШ.
3.8. Анализировать перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации воспитанников в современном коррекционном пространстве.
3.9. Прогнозировать, планировать и организовывать

  1. ресурсное обеспечение проектов и коррекционных программ;
  2. мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей в процессе организации коррекционной работы;
  3. сбор и накопление информации о детях, испытывающих трудности при обучении;
  4. систему внешних связей МОУ СОШ, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по коррекционной работе;
  5. систему контроля за реализацией программ коррекционно-развивающего обучения;
  6. выполнение принятых решений в области коррекционного обучения;
  7. работу по дальнейшей школьной адаптации учащихся МОУ СОШ.

3.10. Разрабатывать и использовать

  1. коррекционные (апробированные и авторские) программы, циклы занятий, направленные на устранение у школьни-ков нарушений интеллектуального и зрительного восприятия, подлежащих коррекции.
  2. индивидуальные программы комплексного обследования и сопровождения детей;
  3. рекомендации для педагогов, специалистов и родителей по работе с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном и сенсорном развитии, в условиях образовательного учреждения и семейного воспитания.

3.11. Проводить консультационную работу с участниками коррекционно-образовательного процесса (воспитателями ГПД, учителями, специалистами и родителями) с целью ознакомления с задачами и спецификой коррекционной работы, преодоления интеллектуальных и сенсорных нарушений у детей в условиях МОУ СОШ и семейного воспитания.
3.12. Участвовать

  1. в деятельности методических объединений школы и города, также других формах методической работы;
  2. в опытно-экспериментальной деятельности в рамках научно-го эксперимента, проводимого в МОУ СОШ;
  3. в заседаниях Педагогического совета, Службы сопровождения, психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк);
  4. в мероприятиях, проводимых для родителей (собраниях, семинарах-практикумах, круглых столах и др.).

3.13. Иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения коррекционно-развивающей работы.
3.14. Оформлять и вести по установленной форме необходимую документацию, аналитико-статистическую отчетность (составлять ежегодный отчет по установленной схеме, отражающий результаты обследования и проведенного коррекционного обучения), готовить заключения по результатам обследований и/или коррекционной работы с детьми для ПМПк.
3.15. Выполнять при осуществлении своей профессиональной деятельности Устав МОУ СОШ, соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарные и противопожарные правила, трудовую дисциплину, Правила внутреннего трудового распорядка.
3.16. Повышать свою профессиональную квалификацию согласно действующим нормативным документам.

IV. Права

Учитель-дефектолог имеет право

4.1. Требовать от администрации МОУ СОШ содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав, создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; получать от директора школы, куратора, специалистов Службы сопровождения информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.2. Устанавливать от имени образовательного учреждения деловые контакты с лицами и организациями, работающими в диагностическом и коррекционно-развивающем направлении.
4.3. Проводить обследование детей, связанное с определением уровня интеллектуального и сенсорного развития, особенностей данных нарушений.
4.4. Самостоятельно выбирать оптимальные средства, формы и методы обучения, вносить изменения в программу, разрабатывать и применять апробированные и авторские коррекционные методики.
4.5. Принимать участие

  1. в разработке стратегии развития, образовательной программы, концепции МОУ СОШ, программы и планировании работы Службы;
  2. в создании соответствующих нормативных документов (разработка положений о функциях данной службы, компетенции, обязанности, ответственность);
  3. в управлении МОУ СОШ в порядке, определенном Уставом; в разработке управленческих решений;
  4. в работе городских и областных семинаров, совещаний, научно-методических конференций педагогов.

4.6. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных периодических изданиях, используя проверенную информацию.
4.7. Защищать профессиональную честь и достоинство, свои интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката. В случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением педа-гогической этики имеет право на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных за-коном. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.8. Повышать профессиональную квалификацию, аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
4.9. Использовать все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ по должности, а также пользоваться правами, предусмотренными Трудового Кодекса РФ и другими законодательными актами, Уставом, Поло-жением о школьном учреждении, Правилами внутреннего трудового распорядка, договором о взаимоотношениях образовательного учреждения с родителями.

V. Ответственность

5.1. Учитель-дефектолог в установленном законодательством РФ порядке несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы МОУ СОШ, распоряжений директора, куратора Службы сопровождения, локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе и однократное, методов работы, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка учитель-дефектолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и Законом РФ "Об образовании". Увольнение в данном случае не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. Учитель-дефектолог несет персональную ответственность за

  1. соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигие-нических правил в ходе учебно-воспитательного процесса;
  2. за нарушение прав и свобод ребенка;
  3. охрану жизни и здоровья ребенка во время проведения учебно-воспитательного процесса;
  4. причинение ущерба школе в связи с недобросовестным исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей; за сохранность материальных ценностей и имущества, выданных под расписку материально ответственным лицом и находящихся в логопедическом кабинете;
  5. ведение документации и ее сохранность;
  6. конфиденциальность полученных при обследовании материалов и сведе-ний;
  7. необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной ра-боты, проводимой с каждым ребенком;
  8. за реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

VI. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Учитель-дефектолог получает от директора школы, куратора Службы сопровождения информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.
6.2. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и другими субъектами сопровождения, родителями.
6.3. Учитель-дефектолог осуществляет тесное взаимодействие с воспитателями групп продленного дня, педагогами и специалистами МОУ СОШ по закреплению положительных результатов коррекции интеллектуальных и сенсорных нарушений у школьников, динамическому наблюдению за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий.
6.4. Участвует в подготовке и работе ПМПк, педсоветов, родительских собраний.
6.5. Информирует куратора Службы сопровождения и директора образовательного учреждения о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
6.6. Самостоятельно планирует свою работу на год (согласно плана работы школы и Службы сопровождения). Планы согласуются с руководителем и специалистами Службы сопровождения и утверждаются директором. (План утверждается руководителем не позднее пяти дней с начала планируемого периода).
6.7. Предоставляет директору МОУ СОШ и куратору Службы сопровождения письменный отчет или самоанализ о своей деятельности по окончании учебного года.
6.8. Входит в состав методического объединения учителей-дефектологов, получает поддержку и осуществляет консультативную деятельность по профессиональной линии.
6.9. Передает администрации школы информацию, полученную непосредственно на совещаниях, семинарах, методических объединениях.
6.10. Подотчетен Совету педагогов.
Для достижения общей цели и для эффективности выполнения обязанностей учитель-дефектолог сотрудничает с другими сотрудниками школы и регулярно обменивается информацией.

Получает информацию

от директора МОУ СОШ о количестве детей при комплектовании компенсирующих групп, заключениях о сенсорных и интеллектуальных нарушениях, вынесенных специалистами ПМПК; задачах работы на каждый учебный год; о нормативных документах (в том числе и должностной инструкции); о состоянии учебно-воспитательной работы и правилах внут-реннего трудового распорядка в школе.
о состоянии коррекционно-развивающей работы в МОУ СОШ, ежемесячном и перспективном планировании работы, расписании занятий, оформлении наглядной агитации.
о плане работы Службы сопровождения на каждый учебный год, о количестве детей, нуждающихся в сопровождении, о заявках на ПМПк.
От медицинских работников о состоянии здоровья детей, о результатах обследования детей психоневрологом, врачом офтальмологом.
От педагога-психолога о психофизических особенностях детей, об организации работы с детьми, дефицит внимания.
От социального педагога о социальном портрете семей воспитанников об организации и формах работы с родителями, о подборе игр, способствующих процессу социализации ребенка и адаптации к условиям МОУ СОШ.
От учителя-логопеда об уровне речевого развития, специфических рече-вых нарушениях различного генеза и структуры дефекта.
От учителей, воспитателей ГПД об усвоении программного материала, выполнении коррекционных заданий учителя-дефеколога, индивидуаль-ных особенностях детей.

Передает информацию

директору МОУ СОШ о планировании работы на каждый учебный год, о количестве детей, посещающих занятия, об эффективности проведенной коррекционной работы в конце учебного года.
Заместителю директора по УВР о результатах диагностики интеллек-туального, сенсорного и речевого развития детей в начале и в конце учебного года, о циклограмме работы на учебный год, выполнении плана работы.

Медицинским работникам о детях, которые нуждаются в дополнительном медицинском обследовании, о состоянии их здоровья, соблюдении правил гигиены и санитарии.
Педагогу-психологу о психологических особенностях детей, проблемах в их эмоционально-волевом развитии.
Социальному педагогу о работе с родителями.
Учителю-логопеду рекомендации по работе с детьми, имеющие проблемы в интеллектуальном и сенсорном развитии.
Воспитателю ГПД, учителю о посещаемости детьми занятий учителя-дефектолога, об организации индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы в педагогическом процессе.

Документация

  1. Перспективный план работы на каждый учебный год.
  2. Календарные планы работы с учетом индивидуальной работы с детьми.
  3. Циклограмма рабочего времени.
  4. Карты обследования детей.
  5. План работы с родителями.
  6. Журнал учета посещаемости детьми занятий.
  7. Тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями ГПД, классными руководителями, педагогами и специалистами Службы сопровождения.
  8. Индивидуальные тетради детей.
Анализ работы за год.

Получает информацию:

От директора школы

  • о количестве детей при комплектовании компенсирующих групп;
  • заключениях о личностных и интеллектуальных нарушениях, вынесенных специалистами ПМПК;
  • о задачах работы МОУ СОШ на каждый учебный год;
  • о нормативных документах (в том числе и должностной инструкции);
  • о состоянии учебно-воспитательной работы в школе;
  • о правилах внутреннего трудового распорядка.

От заместителя директора по УВР

  • о состоянии коррекционно-развивающей работы в школе;
  • о ежемесячном и перспективном планировании работы;
  • о расписании занятий;
  • об оформлении наглядной агитации.

От куратора Службы сопровождения

  • о плане работы Службы на каждый учебный год;
  • о количестве детей, нуждающихся в сопровождении;
  • о заявках на ПМПк.

От медицинских работников

  • о состоянии здоровья детей;
  • о результатах их обследования психоневрологом.

От учителя-логопеда

  • об уровне речевого развития;
  • о специфических речевых нарушениях различного генеза и структуры дефекта.

От учителя-дефектолога

  • об уровне интеллектуального и сенсорного развития;
  • о специфических нарушениях различного генеза и структуры дефекта.

От социального педагога

  • о социальном портрете семей школьников;
  • о проблемах их социального развития.

От классных руководителей, учителей, воспитателей

  • о ГПД об усвоении учащимися программного материала;
  • о индивидуально-типологических особенностях детей;
  • о взаимодействии в социуме.

Передает информацию :

директору МОУ СОШ

  • о планировании работы на каждый учебный год;
  • о количестве детей, посещающих занятия;
  • об эффективности проведенной коррекционной работы на конец учебного года.

Заместителю директора по УВР

  • о результатах диагностики интеллектуального;
  • о личностного развития детей в начале и в конце учебного года;
  • о циклограмме работы на учебный год;
  • о выполнении плана работы.

Куратору Службы сопровождения

  • о детях, рекомендованных для ППМС сопровождения.

Медицинским работникам

  • об учащихся, которые нуждаются в дополнительном медицинском обследовании;
  • о состоянии их здоровья;
  • о соблюдении ими правил гигиены и санитарии.

Учителю-логопеду

  • о психологических особенностях детей;
  • о проблемах в их эмоционально-волевом развитии.

Социальному педагогу

  • о психологических особенностях развития детей;
  • методические рекомендации по работе с детьми;
  • имеющими проблемы в психическом развитии.

Учителю-дефектологу

  • об особенностях эмоционально - волевой, интеллектуальной и личностной сферах учащихся.

Воспитателю ГПД, учителю, классному руководителю

  • представляет информацию об особенностях адаптационного периода;
  • проблемах воспитания;
  • проблемах обучения и развития школьников.

Документация

  • План работы на год (отдельный либо совместный со специалистами Службы).
  • Циклограмма деятельности на месяц, график (расписание) на рабочую неделю.
  • Журнал учета проведенной работы по направлениям: психодиагностика, психологическое просвещение, психологическое консультирование, психопрофилактика, коррекционно-развивающая работа, экспертная деятельность, организационно-методическая работа (участие в МО, разработка диагностических, коррекционных и развивающих программ, повышение квалификации).
  • Аналитические и статистические справки по итогам проведенной работы.
  • Документы по организации взаимодействия с педагогами и специалистами МОУ СОШ.
  • Учет посещаемости занятий детьми.
  • Аналитический отчет за год (отдельный либо совместный со специалистами Службы).

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), образец 2019 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), права учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), ответственность учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед).

Должностная инструкция учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей работников образования ".

В должностной инструкции учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед)

1) Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Учитель дефектолог, учитель логопед (логопед) должен знать

2) Учитель дефектолог, учитель логопед (логопед) при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед)

3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) - образец 2019 года. Должностные обязанности учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), права учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), ответственность учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед).

    Учитель дефектолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности руководителем ГОУ.

    На должность учителя-дефектолога 1-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда 2-й категории не менее 2 лет; на должность учителя-дефектолога 2-й категории – лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда не менее 2 лет.

    Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно руководителю ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы – ее руководителю.

    –Учитель-дефектолог является сотрудником службы и работает в ней на междисциплинарной основе.

    В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется:

    Конституцией РФ;

    Декларацией прав и свобод человека;

    Законом РФ «Об образовании»;

    Гражданским и Трудовым кодексами РФ;

    Решениями Правительства РФ;

    Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;

    Типовым положением о детских дошкольных учреждениях;

    Уставом ДОУ;

    Локальными правовыми актами дошкольного учреждения;

    Правилами внутреннего распорядка ДОУ;

    Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

      Учитель-дефектолог должен знать:

    Конституцию РФ;

    Закон РФ «Об образовании»;

    Конвенцию ООН о правах ребенка;

    Решения Правительства РФ и органов управления образования по вопросам дошкольного образования;

    Возрастную специальную педагогику и психологию;

    Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

    Современные методы и приемы по оказанию различных видов дефектологической помощи;

    Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в речевом и нервно-психическом развитии ребенка;

    Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

    Программно-методическую литературупо работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;

    Новейшие достижения дефектологической науки;

    Базисную программу воспитания детей;

    Нормативные документы в рамках компетенции;

    Инструкцию по охране жизни и здоровья детей.

      Учитель-дефектолог соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.

  1. Функции

      Участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии детей.

      Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

      Проведение углубленного психолого-педагогического обследования воспитанников ДОУ в возрасте от3 до 7 лет для определения структуры и степени выраженности имеющихся аномалий развития.

      Практическое использование в работе с детьми апробированных коррекционных методик по исправлению отклонений в развитии и восстановлению нарушенных функций.

      Оказание консультативной и методической помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам с целью профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста, по вопросам дифференцированной диагностики речевых нарушений у детей и применению специальных методик и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

Итак, дефектолог- в узком понимании этого термина, коррекционный педагог, который работает с детьми с нарушением интеллекта, слуха, зрения, речи. Я остановлюсь на функциональных обязанностях дефектолога, который занимается с детьми с ЗПР.

Так же как и логопед, дефектолог развивает, корректирует речь детей. Но, особо отмечу, что в основе его работы лежит коррекция и развитие и других психических процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания).

В начале учебного года данный специалист проводит диагностику:

Уровня развития психических процессов;

Особенностей познавательной деятельности;

Уровня сформированности представлений о себе и окружающем мире;

Уровня сформированности элементарных математических представлений.

По результатам диагностики составляются индивидуальные планы развития, планы специально организованных занятий, формируются подвижные группы с учетом актуального уровня развития детей. Здесь отмечу, что в отличие от логопеда, дефектолог заполняет не речевую карту, а диагностическую карту развития ребенка с ЗПР.В остальном документация та же.

Дефектолог проводит индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, перечень занятий тот же как и у логопеда плюс занятия по формированию элементарных математических представлений.

Так же в функциональные обязанности этого специалиста входит отслеживание динамики развития детей, консультирование родителей, которым даются необходимые рекомендации. Дефектолог участвует в психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного учреждения, консультирует педагогов о применении специальных методов и технологий, направляя их деятельность на развитие психических процессов детей, участвует в методических объединениях и семинарах, организует коррекционно-развивающее пространство группы и кабинета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональные обязанности руководителя методического объединения естественного цикла

Руководитель методического объединения естественного цикла МОБУ СОШ №7 назначается и освобождается от должности директором школы. Руководитель ШМО школы должен иметь высшее профессио...

роль и функциональные обязанности социального педагога

Роли социального педагога в ДОУВ своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и госуд...