Обязанности учителя дефектолога в дошкольном учреждении. Должностная инструкция учителя-дефектолога, учителя-логопеда. Должностные инструкции участников ппмс сопровождения образовательного процесса
I. Общие положения
1. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.
2. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее
3. Назначение на должность учителя-дефектолога и освобождение от нее
4. Учитель-дефектолог должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Конвенцию о правах ребенка.
4.4. Возрастную и специальную педагогику и психологию.
4.5. Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии.
4.6. Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников).
4.7. Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности.
4.8. Программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии.
4.9. Новейшие достижения дефектологической науки.
4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
6. На время отсутствия учителя-дефектолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог:
1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).
2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).
4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.
6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
7. Ведет необходимую документацию.
8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
10. Реализует образовательные программы.
11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка.
13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
III. Права
Учитель-дефектолог вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Учитель-дефектолог несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Педагогический коллектив МОУ СОШ №34
Место работы, должность:
МОУ СОШ №34, г. Владимир
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования:
Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее (полное) общее образование
Дополнительное образование детей
Специальное (коррекционное) образование
Школы-интернаты, детские дома
Все классы
Предмет(ы):
Педагогика
Психология
Социология
Целевая аудитория:
Методист
Педагог-психолог
Социальный педагог
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса:
Методическая разработка
Краткое описание ресурса:
Должностные инструкции участников ППМС сопровождения образовательного процесса. Должностная инструкция - Учителя-дефектолога.
педагогический коллектив
МОУ СОШ №34
Г. Владимир
Должностные инструкции участников
ППМС сопровождения образовательного процесса
Учитель-дефектолог
I. Общие положения
1.1.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя-дефектолога, утверждённой Приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ по согласованию с Минтруда РФ и в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений.
1.2.
Учитель-дефектолог относится к категории специалистов, назначается на должность и увольняется приказом директора Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №34 (далее - МОУ СОШ).
1.3.
Учитель-дефектолог непосредственно подчиняется в рамках службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее - Службы сопровождения) - куратору Службы сопровождения образовательного учреждения.
1.4.
Учитель-дефектолог является сотрудником Службы и работает в ней на междисциплинарной основе.
1.5.
На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (Коррекционная педагогика и специальная психология; Специальная дошкольная педагогика и психология)
или высшее педагогическое образование (Педагогика и методика начального образования; Дошкольная педагогика и психология; Педагогика и методика школьного образования)
с обязательной переподготовкой по специальности (специальная школьная педагогика и психология).
1.6. В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется
- Конституцией РФ;
- Декларацией прав и свобод человека;
- Законом РФ "Об образовании"; законодательством РФ по вопросам образования;
- Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
- решениями Правительства Российской Федерации;
- "Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997, № 288 (в новой редакции от 23.12.2002);
- Уставом, локальными правовыми актами Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №34 (далее - МОУ СОШ);
- Правилами внутреннего трудового распорядка школы;
- Правилами и нормами охраны труда, техники безопаснос-ти и противо-пожарной защиты;
- настоящей инструкцией и трудовым договором;
- договором взаимоотношений образовательного учреждения с родителями.
Предлагаемый перечень может быть дополнен
нормативно-правовыми актами регионального и местного уровней.
1.7. Учитель-дефектолог должен знать
- Конституцию РФ; Конвенцию ООН о правах ребёнка;
- Закон РФ "Об образовании"; законодательство РФ по вопросам образования;
- Устав и локальные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в МОУ СОШ;
- нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
- базисную программу обучения и воспитания детей; коррекционно-образовательные программы обучения детей с нарушениями интеллектуального и сенсорного развития;
- коррекционную педагогику и специальную психологию;
- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- современные методы и приемы по оказанию различных видов коррекционной помощи детям с проблемами интеллектуального и сенсорного развития.
- методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в интеллектуальном, сенсорном и нервнопсихическом развитии ребенка;
- программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в интеллектуальном и сенсорном развитии;
- новейшие достижения дефектологической науки и практики.
1.8.
Оплата труда учителя-дефектолога производится в соответствии с действующей системой оплаты труда по должности.
1.9.
Учитель-дефектолог работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному, исходя из 20-часовой рабочей недели, и утверждённому директором школы.
II. Функции
На учителя-дефектолога возлагаются определенные функции
2.1.
Участвовать в коррекционно-образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в интеллектуальном и сенсорном развитии детей.
2.2.
Содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
2.3.
Проводить углубленное обследование учащихся школы для определения уровня интеллектуального и сенсорного развития, специфических нарушений различного генеза и структуры дефекта.
2.4.
Использовать на практике апробированные коррекционные методики по исправлению отклонений в сенсорном, интеллектуальном, речевом развитии и восстановлению нарушенных функций.
2.5.
Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам с целью профилактики отклонений в развитии детей школьного возраста, дифференцированной диагностики интеллектуальных, сенсорных нарушений у детей и применения специальных методик и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в интеллектуальном и сенсорном развитии.
III. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог обязан
3.1.
Вести профессиональную деятельность строго в рамках своей компетенции.
3.2.
Способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности школьников. Обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников во время коррекционно-образовательного процесса.
3.3.
Обследовать учащихся, определять структуру и степень выраженности имеющихся отклонений в их развитии, составлять заключения по результатам обследования и доводить их в допустимом объеме до сведения родителей и пе-дагогов (с целью их ориентации в проблемах развития школьника).
3.4.
Определять задачи, формы, методы коррекционной работы, организовывать и проводить коррекционно-диагностическую работу по определенной программе, включающей максимальную коррекцию интеллектуальных и сен-сорных нарушений, исправление нервно-психических отклонений в развитии детей, пропедевтику вторичных нарушений, обусловленных первичным интеллектуальным или сенсорным дефектом; обеспечивать дальнейшую готовность и адаптацию учащихся к школьному обучению.
3.5.
Направлять детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
3.6.
Комплектовать группы детей с различной сенсорной и интеллектуальной патологией для занятий с учетом психофизического, сенсорного и интеллек-туального состояния детей.
3.7.
Выступать посредником между школьниками и всеми субъектами (администрацией, педагогическим коллективом, родителями) процесса сопровождения и коррекционно-воспитательного процесса, проводимого в МОУ СОШ.
3.8.
Анализировать перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации воспитанников в современном коррекционном пространстве.
3.9.
Прогнозировать, планировать и организовывать
- ресурсное обеспечение проектов и коррекционных программ;
- мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей в процессе организации коррекционной работы;
- сбор и накопление информации о детях, испытывающих трудности при обучении;
- систему внешних связей МОУ СОШ, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по коррекционной работе;
- систему контроля за реализацией программ коррекционно-развивающего обучения;
- выполнение принятых решений в области коррекционного обучения;
- работу по дальнейшей школьной адаптации учащихся МОУ СОШ.
3.10. Разрабатывать и использовать
- коррекционные (апробированные и авторские) программы, циклы занятий, направленные на устранение у школьни-ков нарушений интеллектуального и зрительного восприятия, подлежащих коррекции.
- индивидуальные программы комплексного обследования и сопровождения детей;
- рекомендации для педагогов, специалистов и родителей по работе с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном и сенсорном развитии, в условиях образовательного учреждения и семейного воспитания.
3.11.
Проводить консультационную работу с участниками коррекционно-образовательного процесса (воспитателями ГПД, учителями, специалистами и родителями) с целью ознакомления с задачами и спецификой коррекционной работы, преодоления интеллектуальных и сенсорных нарушений у детей в условиях МОУ СОШ и семейного воспитания.
3.12.
Участвовать
- в деятельности методических объединений школы и города, также других формах методической работы;
- в опытно-экспериментальной деятельности в рамках научно-го эксперимента, проводимого в МОУ СОШ;
- в заседаниях Педагогического совета, Службы сопровождения, психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк);
- в мероприятиях, проводимых для родителей (собраниях, семинарах-практикумах, круглых столах и др.).
3.13.
Иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения коррекционно-развивающей работы.
3.14.
Оформлять и вести по установленной форме необходимую документацию, аналитико-статистическую отчетность (составлять ежегодный отчет по установленной схеме, отражающий результаты обследования и проведенного коррекционного обучения), готовить заключения по результатам обследований и/или коррекционной работы с детьми для ПМПк.
3.15.
Выполнять при осуществлении своей профессиональной деятельности Устав МОУ СОШ, соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарные и противопожарные правила, трудовую дисциплину, Правила внутреннего трудового распорядка.
3.16.
Повышать свою профессиональную квалификацию согласно действующим нормативным документам.
IV. Права
Учитель-дефектолог имеет право
4.1.
Требовать от администрации МОУ СОШ содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав, создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; получать от директора школы, куратора, специалистов Службы сопровождения информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.2.
Устанавливать от имени образовательного учреждения деловые контакты с лицами и организациями, работающими в диагностическом и коррекционно-развивающем направлении.
4.3.
Проводить обследование детей, связанное с определением уровня интеллектуального и сенсорного развития, особенностей данных нарушений.
4.4.
Самостоятельно выбирать оптимальные средства, формы и методы обучения, вносить изменения в программу, разрабатывать и применять апробированные и авторские коррекционные методики.
4.5.
Принимать участие
- в разработке стратегии развития, образовательной программы, концепции МОУ СОШ, программы и планировании работы Службы;
- в создании соответствующих нормативных документов (разработка положений о функциях данной службы, компетенции, обязанности, ответственность);
- в управлении МОУ СОШ в порядке, определенном Уставом; в разработке управленческих решений;
- в работе городских и областных семинаров, совещаний, научно-методических конференций педагогов.
4.6.
Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных периодических изданиях, используя проверенную информацию.
4.7.
Защищать профессиональную честь и достоинство, свои интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката. В случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением педа-гогической этики имеет право на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных за-коном. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.8.
Повышать профессиональную квалификацию, аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
4.9.
Использовать все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ по должности, а также пользоваться правами, предусмотренными Трудового Кодекса РФ и другими законодательными актами, Уставом, Поло-жением о школьном учреждении, Правилами внутреннего трудового распорядка, договором о взаимоотношениях образовательного учреждения с родителями.
V. Ответственность
5.1.
Учитель-дефектолог в установленном законодательством РФ порядке несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы МОУ СОШ, распоряжений директора, куратора Службы сопровождения, локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2.
За применение, в том числе и однократное, методов работы, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка учитель-дефектолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и Законом РФ "Об образовании". Увольнение в данном случае не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3.
Учитель-дефектолог несет персональную ответственность за
- соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигие-нических правил в ходе учебно-воспитательного процесса;
- за нарушение прав и свобод ребенка;
- охрану жизни и здоровья ребенка во время проведения учебно-воспитательного процесса;
- причинение ущерба школе в связи с недобросовестным исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей; за сохранность материальных ценностей и имущества, выданных под расписку материально ответственным лицом и находящихся в логопедическом кабинете;
- ведение документации и ее сохранность;
- конфиденциальность полученных при обследовании материалов и сведе-ний;
- необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной ра-боты, проводимой с каждым ребенком;
- за реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.
VI. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1.
Учитель-дефектолог получает от директора школы, куратора Службы сопровождения информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.
6.2.
Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и другими субъектами сопровождения, родителями.
6.3.
Учитель-дефектолог осуществляет тесное взаимодействие с воспитателями групп продленного дня, педагогами и специалистами МОУ СОШ по закреплению положительных результатов коррекции интеллектуальных и сенсорных нарушений у школьников, динамическому наблюдению за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий.
6.4.
Участвует в подготовке и работе ПМПк, педсоветов, родительских собраний.
6.5.
Информирует куратора Службы сопровождения и директора образовательного учреждения о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
6.6.
Самостоятельно планирует свою работу на год (согласно плана работы школы и Службы сопровождения). Планы согласуются с руководителем и специалистами Службы сопровождения и утверждаются директором. (План утверждается руководителем не позднее пяти дней с начала планируемого периода).
6.7.
Предоставляет директору МОУ СОШ и куратору Службы сопровождения письменный отчет или самоанализ о своей деятельности по окончании учебного года.
6.8.
Входит в состав методического объединения учителей-дефектологов, получает поддержку и осуществляет консультативную деятельность по профессиональной линии.
6.9.
Передает администрации школы информацию, полученную непосредственно на совещаниях, семинарах, методических объединениях.
6.10.
Подотчетен Совету педагогов.
Для достижения общей цели и для эффективности выполнения обязанностей учитель-дефектолог сотрудничает с другими сотрудниками школы и регулярно обменивается информацией.
Получает информацию
от директора МОУ СОШ
о количестве детей при комплектовании компенсирующих групп, заключениях о сенсорных и интеллектуальных нарушениях, вынесенных специалистами ПМПК; задачах работы на каждый учебный год; о нормативных документах (в том числе и должностной инструкции); о состоянии учебно-воспитательной работы и правилах внут-реннего трудового распорядка в школе.
о состоянии коррекционно-развивающей работы в МОУ СОШ, ежемесячном и перспективном планировании работы, расписании занятий, оформлении наглядной агитации.
о плане работы Службы сопровождения на каждый учебный год, о количестве детей, нуждающихся в сопровождении, о заявках на ПМПк.
От медицинских работников
о состоянии здоровья детей, о результатах обследования детей психоневрологом, врачом офтальмологом.
От педагога-психолога
о психофизических особенностях детей, об организации работы с детьми, дефицит внимания.
От социального педагога
о социальном портрете семей воспитанников об организации и формах работы с родителями, о подборе игр, способствующих процессу социализации ребенка и адаптации к условиям МОУ СОШ.
От учителя-логопеда
об уровне речевого развития, специфических рече-вых нарушениях различного генеза и структуры дефекта.
От учителей, воспитателей
ГПД об усвоении программного материала, выполнении коррекционных заданий учителя-дефеколога, индивидуаль-ных особенностях детей.
Передает информацию
директору
МОУ СОШ
о планировании работы на каждый учебный год, о количестве детей, посещающих занятия, об эффективности проведенной коррекционной работы в конце учебного года.
Заместителю директора по УВР
о результатах диагностики интеллек-туального, сенсорного и речевого развития детей в начале и в конце учебного года, о циклограмме работы на учебный год, выполнении плана работы.
Медицинским работникам
о детях, которые нуждаются в дополнительном медицинском обследовании, о состоянии их здоровья, соблюдении правил гигиены и санитарии.
Педагогу-психологу
о психологических особенностях детей, проблемах в их эмоционально-волевом развитии.
Социальному педагогу
о работе с родителями.
Учителю-логопеду
рекомендации по работе с детьми, имеющие проблемы в интеллектуальном и сенсорном развитии.
Воспитателю ГПД, учителю
о посещаемости детьми занятий учителя-дефектолога, об организации индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы в педагогическом процессе.
Документация
- Перспективный план работы на каждый учебный год.
- Календарные планы работы с учетом индивидуальной работы с детьми.
- Циклограмма рабочего времени.
- Карты обследования детей.
- План работы с родителями.
- Журнал учета посещаемости детьми занятий.
- Тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями ГПД, классными руководителями, педагогами и специалистами Службы сопровождения.
- Индивидуальные тетради детей.
Получает информацию:
От директора школы
- о количестве детей при комплектовании компенсирующих групп;
- заключениях о личностных и интеллектуальных нарушениях, вынесенных специалистами ПМПК;
- о задачах работы МОУ СОШ на каждый учебный год;
- о нормативных документах (в том числе и должностной инструкции);
- о состоянии учебно-воспитательной работы в школе;
- о правилах внутреннего трудового распорядка.
От заместителя директора по УВР
- о состоянии коррекционно-развивающей работы в школе;
- о ежемесячном и перспективном планировании работы;
- о расписании занятий;
- об оформлении наглядной агитации.
От куратора Службы сопровождения
- о плане работы Службы на каждый учебный год;
- о количестве детей, нуждающихся в сопровождении;
- о заявках на ПМПк.
От медицинских работников
- о состоянии здоровья детей;
- о результатах их обследования психоневрологом.
От учителя-логопеда
- об уровне речевого развития;
- о специфических речевых нарушениях различного генеза и структуры дефекта.
От учителя-дефектолога
- об уровне интеллектуального и сенсорного развития;
- о специфических нарушениях различного генеза и структуры дефекта.
От социального педагога
- о социальном портрете семей школьников;
- о проблемах их социального развития.
От классных руководителей, учителей, воспитателей
- о ГПД об усвоении учащимися программного материала;
- о индивидуально-типологических особенностях детей;
- о взаимодействии в социуме.
Передает информацию :
директору МОУ СОШ
- о планировании работы на каждый учебный год;
- о количестве детей, посещающих занятия;
- об эффективности проведенной коррекционной работы на конец учебного года.
Заместителю директора по УВР
- о результатах диагностики интеллектуального;
- о личностного развития детей в начале и в конце учебного года;
- о циклограмме работы на учебный год;
- о выполнении плана работы.
Куратору Службы сопровождения
- о детях, рекомендованных для ППМС сопровождения.
Медицинским работникам
- об учащихся, которые нуждаются в дополнительном медицинском обследовании;
- о состоянии их здоровья;
- о соблюдении ими правил гигиены и санитарии.
Учителю-логопеду
- о психологических особенностях детей;
- о проблемах в их эмоционально-волевом развитии.
Социальному педагогу
- о психологических особенностях развития детей;
- методические рекомендации по работе с детьми;
- имеющими проблемы в психическом развитии.
Учителю-дефектологу
- об особенностях эмоционально - волевой, интеллектуальной и личностной сферах учащихся.
Воспитателю ГПД, учителю, классному руководителю
- представляет информацию об особенностях адаптационного периода;
- проблемах воспитания;
- проблемах обучения и развития школьников.
Документация
- План работы на год (отдельный либо совместный со специалистами Службы).
- Циклограмма деятельности на месяц, график (расписание) на рабочую неделю.
- Журнал учета проведенной работы по направлениям: психодиагностика, психологическое просвещение, психологическое консультирование, психопрофилактика, коррекционно-развивающая работа, экспертная деятельность, организационно-методическая работа (участие в МО, разработка диагностических, коррекционных и развивающих программ, повышение квалификации).
- Аналитические и статистические справки по итогам проведенной работы.
- Документы по организации взаимодействия с педагогами и специалистами МОУ СОШ.
- Учет посещаемости занятий детьми.
- Аналитический отчет за год (отдельный либо совместный со специалистами Службы).
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), образец 2019 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), права учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), ответственность учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед).
Должностная инструкция учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей работников образования ".
В должностной инструкции учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) должны быть отражены следующие пункты:
Должностные обязанности учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед)
1) Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Учитель дефектолог, учитель логопед (логопед) должен знать
2) Учитель дефектолог, учитель логопед (логопед) при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед)
3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Должностная инструкция учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) - образец 2019 года. Должностные обязанности учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), права учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), ответственность учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед).
Учитель дефектолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности руководителем ГОУ.
На должность учителя-дефектолога 1-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда 2-й категории не менее 2 лет; на должность учителя-дефектолога 2-й категории – лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда не менее 2 лет.
Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно руководителю ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы – ее руководителю.
–Учитель-дефектолог является сотрудником службы и работает в ней на междисциплинарной основе.
В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется:
Конституцией РФ;
Декларацией прав и свобод человека;
Законом РФ «Об образовании»;
Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
Решениями Правительства РФ;
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
Типовым положением о детских дошкольных учреждениях;
Уставом ДОУ;
Локальными правовыми актами дошкольного учреждения;
Правилами внутреннего распорядка ДОУ;
Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
Учитель-дефектолог должен знать:
Конституцию РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Конвенцию ООН о правах ребенка;
Решения Правительства РФ и органов управления образования по вопросам дошкольного образования;
Возрастную специальную педагогику и психологию;
Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
Современные методы и приемы по оказанию различных видов дефектологической помощи;
Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в речевом и нервно-психическом развитии ребенка;
Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
Программно-методическую литературупо работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
Новейшие достижения дефектологической науки;
Базисную программу воспитания детей;
Нормативные документы в рамках компетенции;
Инструкцию по охране жизни и здоровья детей.
Учитель-дефектолог соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
Функции
Участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии детей.
Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Проведение углубленного психолого-педагогического обследования воспитанников ДОУ в возрасте от3 до 7 лет для определения структуры и степени выраженности имеющихся аномалий развития.
Практическое использование в работе с детьми апробированных коррекционных методик по исправлению отклонений в развитии и восстановлению нарушенных функций.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам с целью профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста, по вопросам дифференцированной диагностики речевых нарушений у детей и применению специальных методик и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
Итак, дефектолог- в узком понимании этого термина, коррекционный педагог, который работает с детьми с нарушением интеллекта, слуха, зрения, речи. Я остановлюсь на функциональных обязанностях дефектолога, который занимается с детьми с ЗПР.
Так же как и логопед, дефектолог развивает, корректирует речь детей. Но, особо отмечу, что в основе его работы лежит коррекция и развитие и других психических процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания).
В начале учебного года данный специалист проводит диагностику:
Уровня развития психических процессов;
Особенностей познавательной деятельности;
Уровня сформированности представлений о себе и окружающем мире;
Уровня сформированности элементарных математических представлений.
По результатам диагностики составляются индивидуальные планы развития, планы специально организованных занятий, формируются подвижные группы с учетом актуального уровня развития детей. Здесь отмечу, что в отличие от логопеда, дефектолог заполняет не речевую карту, а диагностическую карту развития ребенка с ЗПР.В остальном документация та же.
Дефектолог проводит индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, перечень занятий тот же как и у логопеда плюс занятия по формированию элементарных математических представлений.
Так же в функциональные обязанности этого специалиста входит отслеживание динамики развития детей, консультирование родителей, которым даются необходимые рекомендации. Дефектолог участвует в психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного учреждения, консультирует педагогов о применении специальных методов и технологий, направляя их деятельность на развитие психических процессов детей, участвует в методических объединениях и семинарах, организует коррекционно-развивающее пространство группы и кабинета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Функциональные обязанности руководителя методического объединения естественного цикла
Руководитель методического объединения естественного цикла МОБУ СОШ №7 назначается и освобождается от должности директором школы. Руководитель ШМО школы должен иметь высшее профессио...
роль и функциональные обязанности социального педагога
Роли социального педагога в ДОУВ своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и госуд...