Системный подход. Системный подход Пенсионный фонд повышение заработной платы

Несмотря на нехватку бюджета на индексацию пенсий, Пенсионный фонд увеличит зарплаты своим сотрудникам, следует из проекта бюджета Пенсионного фонда России. В документе предусмотрен рост расходов на выплаты его специалистам в 2017 году - на содержание персонала заложено 83 млрд рублей. В текущем году на эти же цели направлено меньше - 78,7 млрд рублей. Всего на повышение пенсий дополнительно будет выделено 4,3 млрд рублей. С учётом того, что средняя пенсия в России составила в этом году чуть более 12 тысяч рублей, на повышение доходов сотрудников ПФР будет направлено более 358 тысяч средних пенсий - или годовое содержание около 30 тысяч пенсионеров.

Индексация же пенсий в полном объёме в этом году проведена не была. С февраля . В то же время зарплаты сотрудников ПФР вырастут минимум на 5,5%, а скорее всего, на большую сумму.

Дело в том, что на будущий год запланировано сокращение штата ПФР, так как со следующего года функция фонда по администрированию страховых взносов будет передана налоговым органам.

Как сообщили Лайфу в пресс-службе ПФР, "в следующем году ожидается сокращение штата приблизительно на 11,8 тыс. человек". Учитывая, что сейчас в Пенсионном фонде работает 121,7 тыс. специалистов, их станет меньше на 10%.

Интересно: ранее Счётная палата отмечала, что администрированием взносов в ПФР занимается значительно большее количество специалистов - около 20 тыс. человек. Так что очевидно, что сокращение коснётся далеко не всех тех, кто занимается администрированием взносов.

Кроме того, процесс увольнений, очевидно, растянется на год, но даже при текущей численности штата в среднем на содержание одного специалиста в 2017 году выйдет примерно 56,8 тыс. рублей. Это на 5,4% больше, чем в этом году - 53,9 тыс. рублей. А если же предположить, что всех лишних сотрудников ПФР сократит в начале года, то содержание одного оставшегося сотрудника вырастет почти на 17% до 62,7 тысячи рублей.

Впрочем, есть и другие льготы, которыми любят пользоваться сотрудники ПФР. Например, даже менеджеры среднего звена Пенсионного фонда России позволяют себе тратить по 100-200 тысяч рублей на авиаперелёт, скажем, из Москвы в Калининград, Симферополь, Сочи и даже Женеву и Париж, .

Зарплаты в ПРФ растут не первый год. Так, в 2016 году на содержание одного специалиста в среднем направлено на 3,7% больше, чем годом ранее. В 2015 году - содержание выросло на 9,9%.

В то же время в отношении госслужащих сейчас действует мораторий на индексацию их зарплат до уровня инфляции. Денежное содержание чиновников уже было заморожено в 2015 и в 2016 годах, теперь этот мораторий, согласно проекту федерального бюджета, хотят продлить ещё на три года. Минфин и вовсе выступил за отмену такой нормы закона об индексации зарплат чиновников. Более того, денежное содержание федеральных чиновников даже было сокращено на 10%, в том числе в администрации президента и в аппарате правительства.

Однако формально на ПФР эти ограничения не распространяются, отмечают эксперты.

Сотрудники ПФР юридически не являются госслужащими, поскольку ПФР, хотя формально является государственным, но внебюджетным фондом, - говорит замдиректора аналитического отдела "Альпари" Наталья Мильчакова. - Теоретически ПФР должен выплачивать зарплаты своим сотрудникам из собственных средств, не прибегая к помощи государства.

На деле же более 40% всех расходов ПФР, которые в этом году составляют 7,7 трлн рублей, покрываются за счёт средств из федерального бюджета, то есть ПФР на эти цели не хватает 3,2 трлн рублей. При этом в состав расходов, наряду с обязательством по выплате пенсий населению, также входят запланированные затраты на оплату труда специалистов Пенсионного фонда.

Именно с целью оптимизации расходов ПФР в этом году впервые за последние годы нарушен принцип индексации пенсий граждан.

Правда, в виде компенсации пенсионеры в январе 2017 года дополнительно получат разовую выплату в размере 5 тыс. рублей. Но такая выплата всё же значительно меньше, чем положенная индексация. Учитывая, что, согласно Росстату, средняя пенсия в России составила 12 тысяч рублей, в 2016 году пенсионеры недополучат более 12,8 тысячи рублей.

По данным Счётной палаты, за январь - август этого года реальный размер назначенных пенсий сократился на 3,7%.

В ПФР сообщили, что "зарплаты сотрудников Пенсионного фонда России устанавливаются и повышаются по нормативам на уровне зарплат сотрудников других федеральных ведомств (агентств)".

Глава Счетной палаты Татьяна Голикова предложила объединить три социальных внебюджетных фонда - Пенсионный фонд России (ПФР), социального страхования (ФСС) и обязательного медицинского страхования (ФОМС). Слияние фондов пока не обсуждалось в правительстве, но теоретически оно способно сэкономить больше четверти текущих расходов на их содержание.

Татьяна Голикова: Объединенный фонд обязательного соцстрахования должен находиться не в государственной, а в публичной собственности. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Эту идею глава Счетной палаты высказала в рамках доклада по реформированию расходов на госуправление. Она представила его на Гайдаровском форуме, организованном РАНХиГС, Ассоциацией инновационных регионов России и Институтом Гайдара.

По данным Голиковой, в трех фондах работают 162,8 тысячи человек - это лишь немногим меньше половины численности служащих 53 федеральных органов власти, подведомственных правительству. Расходы на содержание фондов составляют 143,8 миллиарда рублей в год. "Они полностью обеспечиваются за счет тех страховых взносов, которые собираются в бюджеты этих государственных внебюджетных фондов как налоги на фонд оплаты труда", - подчеркнула Голикова.

По словам главы Счетной палаты, необходимо исключить необходимость создания параллельных информационных систем всеми тремя фондами: ресурсы, которые они затрачивают на информатизацию, достаточно большие. "По опыту большинства аналогичных институтов объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять собой уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности. Почему в публичной собственности? Потому что часть бюджета этого фонда, а именно страховые взносы, администрирует ФНС и она таковым администратором остается. Речь идет о распределении тех ресурсов, которые поступают в качестве доходной части", - уточнила Голикова.

По оценке проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, возможное объединение социальных фондов не будет быстрым. "С учетом ревизии, подготовки законопроекта, единой информационной платформы - это проект не одного и не двух, а где-то пяти лет", - считает он. По его мнению, расходы на содержание социальных фондов после их возможного объединения могут снизиться примерно на 20-40 миллиардов рублей.

Как позже заявила журналистам вице-премьер Ольга Голодец, предложение объединить три социальных фонда не обсуждалось правительством (Счетная палата не является частью кабинета министров и не обладает правом законодательной инициативы). "Предложения должны быть взвешенными, мы должны понимать, какого результата ожидаем", - подчеркнула она. Глава минтруда Максим Топилин также отметил, что пока не видел официальных предложений по объединению социальных фондов.

В своем выступлении Татьяна Голикова коснулась также других вопросов эффективности расходов на систему госуправления. Так, она в очередной раз подвергла сомнению целесообразность существования федеральных агентств как отдельных ведомств. По предложению Счетной палаты, агентства с подведомственной им сетью территориальных органов могут быть включены в состав министерств как структурные подразделения либо вообще стать самостоятельными министерствами или комитетами. Агентства же, не имеющие территориальных органов, могут быть преобразованы в казенные учреждения, подведомственные министерствам.

Кроме того, в Счетной палате считают фактически разбалансированной систему оплаты труда чиновников. По словам Голиковой, в последние годы отмечается существенная диспропорция в оплате труда государственных гражданских служащих. По ее оценке, у чиновников одинаковой категории зарплата может различаться в два-три раза. Также в 2016 году численность гражданских государственных служащих удалось снизить до уровня 2012 года, однако этот процесс затронул исключительно низовое звено управления и привел к дисбалансу иерархии должностей, отметила глава Счетной палаты.

"Нам кажется, что необходимо все-таки менять структуру денежного содержания посредством увеличения в его составе доли гарантированных выплат и установления четкой взаимосвязи стимулирующих выплат с показателями эффективности и результативности деятельности государственных гражданских служащих", - заявила Голикова. По ее мнению, это может повысить привлекательность гражданской госслужбы и поощрить материально наиболее эффективных работников. Но такой механизм будет работать только при условии совершенствования института аттестации государственных гражданских служащих, уточнила глава Счетной палаты.

В период кризиса работникам бюджетной сферы сложнее всего, так как для экономии бюджета их сокращают в первую очередь. Действительно, в некоторых государственных организациях в докризисные годы штат был ранее раздут, а теперь правительство избавляется от излишка кадров. Разберемся, каких новостей ждать о Пенсионном фонде в 2019 году, будут ли сокращения, и как изменится работа этой государственной организации.

Реорганизация фонда

О том, что грядет сокращение сотрудников ПФР, стало известно еще в конце 2014 года. В 2015 году, согласно принятому тогда проекту, уволили 10% трудящихся в Пенсионом фонде. Это было самым началом процесса реорганизации этой государственной структуры. Дело в том, что ПФР уже который год имеет дефицитный бюджет, а содержать при такой ситуации большой штат сотрудников тяжело и неоправданно. В связи с этим был создан план реорганизации фонда в течение ближайших лет.

В 2019 году массовых сокращений не ожидается. Из штата уберут сравнительно небольшое количество должностей. Рядовых сотрудников районных отделений увольнения коснутся в последнюю очередь, основная масса штатных единиц будет убрана из управлений. Многие клиенты ПФР обеспокоены, что очередей станет больше, но на самом деле это не так. Специалистов, работающих с гражданами, увольнять в ближайшие годы не собираются.

Фонд начнет работать по большей части с физическими лицами, бизнесмены будут отчитываться в налоговой. В планах на предстоящий год стоит расформирование одного из самых крупных отделов и сокращение более шестнадцати тысяч специалистов. Распущено будет подразделение, занимающееся администрированием уплаты взносов во внебюджетные фонды. С начала следующего года трудиться над этим станет налоговая инспекция, а не ПФР. Соответствующие законодательные акты уже подписаны.

Какие изменения внесены в действующие кодексы

В начале июля 2016 года было издано несколько федеральных законов:

  • № 243 – об изменениях Налогового кодекса в части администрирования страховых взносов;
  • № 250 – об изменении положений законодательных актов (части первой и второй Налогового кодекса);
  • № 346 – о внесении поправок в Бюджетный кодекс (исправлены будут 46 и часть вторая статьи 47).

Закон вступил в силу с начала 2017 года, так как на передачу полномочий необходимо большое количество времени. Ранее работой с ведением учета страховых взносов занималось почти 16 тысяч человек. Все они попадут под сокращение, но у квалифицированных сотрудников будет возможность получить новую работу:

  • в Пенсионном фонде на другой должности;
  • в налоговой инспекции (в созданном аналогичном отделении).

Резкого увеличения числа безработных по стране из-за новой инициативы не предвидится. Однако получить новое место в большинстве регионов можно будет только по итогам аттестации. Неквалифицированных сотрудников не примут на аналогичное рабочее место. Процедура проверки знаний необходима для того, чтобы повысить эффективность фонда. Согласно данным последних проверок, часть работников не выполняет свои обязанности в полном объеме.

Почему необходимо сократить служащих

Правительство, проводя сокращение в ПФР, преследует сразу несколько целей:

  • уменьшает расходы фонда на заработную плату;
  • укрепляет платежную дисциплину предпринимателей;
  • проводит оптимизацию работы организации;
  • делает проще порядок отчетности для предпринимателей.

Среди них первоочередная цель – изменение порядка отчетов для предпринимателей и ужесточение контроля за внесением средств во внебюджетные фонды. Известно, что каждый пятый владелец общества с ограниченной ответственностью не платит взносы даже по решению суда. В связи с этим наполняемость ПФР нельзя назвать эффективной. Дело в том, что в настоящее время взносам во внебюджетные фонды не присужден статус налоговых и ответственность за неуплату их меньше.

Ликвидируя отдел администрирования и передавая его полномочия налоговой, правительство переводит статус платежей в иную отрасль законодательного права. Ответственность за неисполнение своих обязанностей по ней окажется серьезнее.

Положительным моментом станет и снижение затрат на заработную плату специалистов фондов. Теперь работать будут только квалифицированные сотрудники, а сокращение их численности не только снизит нагрузку на бюджет, но и позволит своевременно индексировать оклады. По итогам двух лет (2016 и 2017) пойдет под сокращение около 20% служащих фонда.

Где будут сдавать отчетность бизнесмены

Одним из преимуществ обновленного Налогового кодекса является то, что на предпринимателей снизится нагрузка по количеству проверяющих. Им не нужно будет выдерживать регулярные проверки со стороны ПФР, а достаточно будет лишь отчитываться перед налоговиками.

С одной стороны, решение вопросов по взносам по принципу одного окна в ФНС – положительный момент. С другой же, представители бизнеса опасаются, что сроки проверок отныне будут существенно увеличены. Ранее представители ПФР проводили камеральную проверку в срок до десяти дней, тогда как налоговики работали с документами в течение месяца. Это значительно затрудняло работу российских компаний.

Депутаты на опасения бизнесменов отвечают, что сокращение работников Пенсионного фонда и делегирование их обязанностей налоговой службе будет проведено максимально незаметно для бизнеса. В ФНС специалистов станет больше, поэтому увеличения сроков обработки данных не предвидится. Дополнительно, в течение ближайших трех лет, будут введены новые бланки отчетности (более простые) и программы для обработки данных.

Бизнесменам стоит опасаться введения более жестоких мер за несвоевременную оплату взносов. Министерство юстиции уже подготовило пакет поправок в Уголовный кодекс, которые разработаны аналогично пунктам о неуплате налогов.

Как отреагировали на эту новость специалисты ПФР

Против инициативы властей выступают представители Министерства труда и руководящий состав Пенсионного фонда. Они не видят оснований для передачи полномочий налоговой службе. Основные аргументы противников инициативы:

  • все отчеты проходят быструю камеральную проверку;
  • большинство плательщиков сдают документы в электронном виде, что очень удобно как для специалистов, так и для бизнесменов;
  • высокие показатели собираемости (это утверждение было опровергнуто последними данными);
  • отлаженная система.

Ни один из этих аргументов в правительстве не посчитали весомым. Возможность сдавать отчетность удаленно существует и в ФНС. Взносы в бюджет и в фонды взаимосвязаны между собой. Если проводить их администрирование в одном месте, любые ошибки и недоплаты будут находиться быстрее.

Несколько лет назад ФНС уже занималось пенсионным отчислениями. Тогда ведомство не справлялось с нагрузкой, и эффективность его не была велика. Сейчас планируется создать на базе налоговой службы новый отдел, который будет отвечать за страховые отчисления. Это должно оптимизировать работу по сборам во все внебюджетные фонды.

Руководители Пенсионного фонда и других госфондов смогут зарабатывать в десять раз больше своих подчиненных, предлагает Минтруд. Авторы объясняют такой большой разрыв в доходах «особой ролью» этих управленцев

Руководители государственных внебюджетных фондов — Пенсионного фонда, а также фондов социального и обязательного медицинского страхования (ФСС и ФФОМС) — смогут получать зарплату, в десять раз превышающую средний заработок их подчиненных, следует из проекта постановления правительства, опубликованного 30 августа на портале проектов нормативных актов. Зарплаты заместителей руководителей и главных бухгалтеров этих фондов могут быть в восемь раз выше средних заработков сотрудников, видно из проекта.

Это самое высокое соотношение между зарплатами руководителей и остальных сотрудников госучреждений из предложенных на сегодня. Предложение Минтруда обусловлено «особой ролью государственного управления финансами пенсионного обеспечения, обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и системы обязательного медицинского страхования», сказано в пояснительной записке к проекту. Принятие постановления не будет означать повышения зарплат руководителей госфондов, оговариваются авторы проекта, документ лишь «фиксирует максимально допустимый уровень» их зарплат.

До сих пор установленной максимальной разницы между зарплатами руководителей и работников госфондов не было, сказали РБК в пресс-службе Минтруда. Определить ее как для госфондов, так и для госучреждений и ФГУПов министерства — учредители этих организаций — стали обязаны после принятия в июле этого года поправок в Трудовой кодекс. Как правило, министерства предлагают ввести восьмикратную предельную разницу между зарплатами главных руководителей и работников вверенных им госучреждений и предприятий, видно из проектов, которые публиковались ранее на портале проектов нормативных актов. Такую разницу, в частности, предлагали ввести Минкультуры и Минпромторг. Восьмикратное предельное соотношение между зарплатами руководителей и работников госучреждений (и только для них) в 2008 году уже установило правительство России.

Пенсионный фонд согласен с предложением Минтруда об установлении десятикратной разницы между зарплатами его руководства и сотрудников, сообщил РБК представитель фонда. В этом случае постановление правительства как раз закрепит соотношение зарплат, которое существует в ПФР на сегодня, — около десяти ​раз, следует из пояснений собеседника РБК. Средняя зарплата по системе ПФР в 2016 году составляет около 32 тыс. руб. в месяц, уточнил представитель фонда. Ежемесячная зарплата руководителя ПФР, согласно изданному в 2014 году указу президента, — 301,6 тыс. руб., и еще 326 тыс. руб. в год он получает в виде квартальных поощрений, подсчитал РБК. Общий доход главы ПФР в 2015 году составил около 3,8 млн руб., следует из отчета, представленного на сайте организации.

Зарплаты руководителей ФСС и ФФОМС определены тем же указом президента, их размеры аналогичны зарплате председателя правления ПФР.