жанр это что такое жанр: определение — история.нэс. Жанр это Что такое жанр определение

(франц. genre - род). 1) род живописи, изображающей картины частного и общественного быта. 2) род, вид и манера в приложении к художественному произведению.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

1) род; 2) бытовая живопись, правдивое воспроизведение картин повседневной жизни.

(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)

бытовая живопись, обязанная своим развитием голландцам. Её предмет - сцены из обыденной жизни, как она есть, без лжи и подкраски.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)

жанр

См. разряд, стиль...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999

жанр

Французское – genre (порода, способ).

Латинское – genus (род).

Слово заимствовано русским языком из французского в XIX в. Во Франции слово появилось из латинского, где genus (род. п. generis) – «род». Слово используется по отношению к различным произведениям искусства: литературным, музыкальным, архитектурным и т.д.

Производное: жанровый.

Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство Москва 2003

Жанр

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

Жанр

художественный (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждой области художественной деятельности жанровая дифференциация особая в зависимости от специфики вида искусства: такой жанровый ряд, как «бытовой жанр - портрет - пейзаж - натюрморт», свойствен живописи и невозможен в музыке, литературе и киноискусстве; точно так же «песня - романс - кантата - оратория» есть ряд специфически музыкальных Ж. И всё же существуют общие для всех искусств принципы жанровой дифференциации, которые лишь по-своему преломляются в каждом виде.

Принципы эти (и соответственно определения Ж.) многообразны и взаимно пересекаются, что породило множественность точек зрения на саму пробле...

Жанр

жа́нрами,

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии - поэма, сонет, баллада; в изобразительном искусстве - пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке - опера, симфония... Род произведений в пределах одного какого-то искусства называют французским словом жанр (genre). Не все музыкальные жанры возникли в одно время. Опера, например, родилась в Италии в конце XVI века, а симфоническую поэму создал в середине XIX века Ференц Лист. За время своего существования различные жанры сильно изменялись, но все сохранили при этом свои основные признаки. Так, опера - это произведение для музыкального театра, которое имеет сюжет, ставится в декорациях и исполняется артистами-певцами и оркестром. Ее не спутаешь с балетом или симфонией. Но ведь и оперы бывают разные: исторические, героические, комические, лирические... Все они имеют свои характерные черты, хотя принадлежат к одному и тому же оп...

м. 1) Разновидность произведений в пределах какого-л. искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными и стилистическими признаками. 2) а) Живопись на бытовые темы (в речи художников). б) Отдельная картина на бытовую тему. 3) устар. Манера, стиль.

(франц. genre - род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения (пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр и др.). Дальнейшая, более дробная жанровая дифференциация обусловлена тем, что в художественном творчестве сливаются познавательные, идейно-оценочные, образно-художественные элементы, а каждое произведение искусства имеет ещё и определенное функциональное назначение. Так, поскольку идейно-оценочная позиция художника- портретиста может быть не только объективной или апологетической, но и иронической или гневно-обличительной, портрет может приобрести форму шаржа или карикатуры. В зависимости от своего назначения тот же портрет может быть парадным, камерным, интимным и пр. Новые "поджанры" основных жанров возника...

жанр Заимств. в XIX в. из франц. яз., где genre < лат. genus , род. п. generis «порода, способ, манера» (от gigno «рождаю»). Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

А, м. 1. Вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Лирический, эпический ж. Вокальные, хоровые жанры. Ж. пейзажа, портрета. 2. Живопись на бытовые сюжеты (спец.). Пейзаж и ж. 3. перен. Манера, стиль. В новом жанре. II прил. жанровый, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.).

Жанр

(фр. genre - род, вид) - форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающихся на основе устойчивых, повторяющихся, т. е. воспроизводимых, моделей и структур в речевых ситуациях, где имеют место хоть сколько-нибудь устойчивые, закрепленные бытом и обстоятельствами формы жизненного общения (М. М. Бахтин). Произведения, принадлежащие к тому или иному конкретному жанру, характеризуются своеобразием и узнаваемостью композиционной организации, структуры и стиля. Ж. характеризуется установкой на определенный тип, способ изображения, характер и масштаб обобщений.

В соответствии с современными представлениями термин Ж. используется в трех значениях. ...

ЖАНР (французское genre), исторически сложившееся внутреннее подразделение вида искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. В литературе жанр определяется на основе принадлежности произведения к роду литературному, преобладающего эстетического качества (идейно-оценочного настроения - сатирического, патетического, трагического), объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория>, документальность): эпический (героическая поэма>, роман, рассказ>), лирический (ода, элегия, стихотворение>, песня), драматический (трагедия>, комедия>) жанры; более дробное деление> исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический). В изобразительном искусстве определяется на основе предмета изображения (портрет>, натюрморт, пейзаж>, историческая или батальная картина), а иногда и характера изображения (кар...

(иноск. ) - манера, система, мода, вкус, образ (род)

Ср. Это не наш жанр .

Боборыкин. Три афиши.

Ср. Религиозность княгини была совсем не в жанре нынешней, великосветской религиозности, заключающейся преимущественно в погоне за "оправданием верою"; нет: княгиня Екатерина Алексеевна (Васильчикова) искала оправдания делами.

Лесков. Владычный суд. 7.

Ср. Жизнь (этих) монахов... в то время действительно представляла большой соблазн, легендарные сказания о коем и до сей поры увеселяют любителей этого жанра .

Лесков. Инженеры-бессребреники. 6.

Ср. Роли всякого жанра , и комические, и серьезные, исполнял в этой светской труппе и "знаменитый" граф Самойлов.

Маркевич. Из про...

жанр "вид произведения искусства или литературы". Из франц. genre от лат. genus, род. п. generis "род". Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973

жанра, м. (фр. genre). 1. Род произведений в пределах какого-н. искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.). На выставке были представлены разнообразные жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая Живопись. Основными жанрами литературы являются эпос, лирика и драма. Авантюрный жанр. 2. Живопись на бытовые сюжеты (живой.). На выставке господствовали жанр и пейзаж. || Натуралистическое воспроизведение быта в литературе (устар.). 3. Манера, стиль (разг.). Она любит пестро одеваться - это ее жанр. Пьеса поставлена в совершенно новом жанре.

Жанр

ЖАНР (поэтический) - определенный вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям, как например, к авантюрному роману, шутовской комедии и т. п. Всякий литературный жанр, обладая лишь ему присущими особенностями, прошел и проходит известные пути в своем развитии, почему одной из основных задач, как теоретической, так и исторической поэтики является с одной стороны уяснение этих особенностей, а с другой - изучение их состояний в различные эпохи в связи с их эволюцией. Так, напр. (примеры даны акад. Перетцом в «Кратком очерке методологии истории русск. литературы» Петербург 1922) «песня XVII в., XVIII в., нач. XIX в....

ЖАНР (франц. genre) (в искусстве) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. В каждом виде искусства система жанров слагается по-своему. В литературе жанр определяется на основе принадлежности произведения к роду литературному, преобладающего эстетического качества (идейно-оценочного настроения - сатирического, патетического, трагического), объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность): эпический жанр (героическая поэма, роман, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия); более дробное деление исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический). В изобразительном искусстве - на основе предмета изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, и...

жанр

разновидность речи, определяемая условиями ее употребления. Известны жанры литературный, газетно-публицистический, повествовательный, ораторский и

Толковый переводоведческий словарь. - 3-е издание, переработанное. - М.: Флинта: Наука Л.Л. Нелюбин 2003

Жанр

(франц. Genre) - Ж., бытовая живопись, занимается изображением сцен из общественной и частной жизни. Древние греки и римляне не знали этого рода живописи, который, как самостоятельный, возник только в ближайшие к нам времена, после эпохи Возрождения. У фламандцев и голландцев он (вместе с пейзажем) сделался преобладающим и национальным; но, занимаясь изображением рынков, народных гуляний, охот, попоек, простых домашних сцен, однообразного большей частью содержания, он далеко не исчерпывал всей общественной жизни этих народов. Больной или больная и врач, урок музыки, вестник с письмом, любовные предложения и еще немного др. подобных сюжетов составляют почти все, относящееся к мирной домашней жизни. Ссоры и драки в кабаках, пляска - составляли единственную специальность многих живопис...

1. Направление в искусстве, стиль.
2. В переводных математических текстах сорокалетней давности это слово заменяло термин «род поверхности», а современным математикам, как и всем остальным людям это слово известно применительно скорее к артистам.
3. Манера, стиль.
4. Направление в литературе.
5. Направление в искусстве.
6. Род музыкальных произведений.

жанр

ЖАНР -а; м. [франц. genre]

1. Исторически сложившийся род искусства или литературы, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; отдельные разновидности этого рода. Музыкальные, литературные жанры. Симфонический, камерный, оперный ж. Эпические, лирические, драматические жанры в литературе. Ж. романа, поэмы, элегии. Ж. оперетты возник во Франции в девятнадцатом веке. Фильм сделан в жанре мелодрамы. Художник работает в жанре портрета. Признанный мастер детективного жанра. Соблюдать (нарушать) законы жанра.

2. Спец. Жив...

жанр

сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? жа́нра , чему? жа́нру , (вижу) что? жа́нр , чем? жа́нром , о чём? о жа́нре ; мн. что? жа́нры , (нет) чего? жа́нров , чему? жа́нрам , (вижу) что? жа́нры , чем? жа́нрами , о чём? о жа́нрах

фр. genre – род, вид) – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, напр. – в живописи – портрет, пейзаж, натюрморт и др.; в муз. – симфония, кантата, песня и др.; в литературе – роман, поэма и др. Понятие жанра обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЖАНР

франц. genre – род, вид), тип произведения, обладающий своими характерными чертами и разделяющийся на подтипы. Литературный жанр складывается исторически, обобщая черты, которыми отличается группа произведений в ту или иную эпоху. Из совокупности нескольких жанров складывается литературный род. Жанр делится на виды (иногда эти термины употребляются противоположным образом: вид – более крупное множество, напр. поэма, жанр – конкретный тип, напр. лирическая поэма). В целом теория литературных родов не исчерпывает всего богатства жанров. Можно обозначить и другие принципы классификации жанров. Род объединяет жанры в основном по формальному признаку (проза, стихи или форма изложения текста для сцены) и по признаку самого общего содержания текста (личные чувства и переживания в лирике, события в эпосе, драматический сюжет в драме). Также жанры можно разделить по принципу авторского отношения к предмету изображения, общей интонации произведения – комические (комедия, шуточное стихотворение, юмористический рассказ), сатирические (памфлет, эпиграмма, фельетон), трагические, элегические и пр. Со времен античности известно деление жанров на высокие, средние и низкие. К высоким относятся жанры, повествующие возвышенным языком о деяниях богов и героев (трагедия, ода), к низким – высмеивающие грубым и простонародным языком низкие поступки людей (комедия, сатира), средние занимают промежуточное положение – повествуют о жизни человека, не вкладывая в это ни героического, ни комического содержания и пользуясь основным фондом слов языка (драма, повесть). Эту теорию развивали классицисты (М. В. Ломоносов в России, совмещавший учение о жанрах с учением о трех стилях – высоком, среднем и низком). Высокие жанры используют слова высокого и среднего стиля, средние – среднего и низкого, а в низких жанрах совмещаются слова высокого и низкого стилей, при этом «высокие» слова употребляются в сниженном значении. Иногда в такую классификацию включают еще и смешанные жанры – трагикомические и пародийные произведения, совмещающие элементы высоких и низких жанров.

Жанры выделяются на основе совокупности признаков. Помимо общего содержания и принадлежности к определенному литературному роду, важен объем произведения, его композиция и богатство идейного содержания. Так, напр., роман и повесть отличаются друг от друга объемом (объем романа, как правило, больше) и количеством освещенных проблем, тем, идей (в романе их больше). Такое же отличие между романом и эпопеей, являющейся еще более крупным произведением, призванным передать жизнь и колорит целой эпохи. В некоторых случаях трудно провести границу между жанрами (напр., романы И. С. Тургенева многие исследователи считают повестями). Легче выделить жанры по формальному признаку. Такие критерии часты в поэзии. Напр., сонет выделяется исключительно на основании внешних признаков – стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катрен) и двух трехстиший (терцин). Так же формальны критерии выделения рондо, триолета, газели и пр. В прозе сложно ввести такой критерий, в связи с ее более свободным характером, и поэтому прозаические жанры часто различаются не по форме, а по содержанию. Напр., отличие рассказа от новеллы – это неожиданная концовка, обязательная для новеллы, по крайней мере, в современной трактовке этого термина.

С другой стороны, для жанра важно его идейное содержание. На этом основании внутри общего жанра или вида романа или повести можно выделить утопический (о несуществующих идеальных странах и городах, написанный в дидактических целях), приключенческий (о приключениях героя), детективный (о поисках преступника), психологический (посв. раскрытию психологии героев) и пр. роман (или соответствующую повесть).

Жанр развивается и меняется исторически. В разные эпохи возникали разные теории, посвященные критериям отделения одного жанра от другого и нормам создания текста различных жанров. Самые знаменитые теории принадлежат эпохе античности и классицизма.

Меняется не только содержание каждого жанра, но и состав жанров в целом. Так, торжественная ода, зародившаяся в поэзии Пиндара, на некоторое время ушла на периферию литературы, затем возродилась в 18 в., в эпоху классицизма, и после этого постепенно угасла. Жанры могут возникать в определенную эпоху, в творчестве определенного писателя – так, с романом П. Абеляра «История моих бедствий» возник жанр литературной исповеди. В творчестве драматурга М. Метерлинка появилась одноактная драма. Другие жанры, как, напр., басня, комедия, возникшие еще в античности, продолжают существовать на протяжении всех периодов истории литературы, вплоть до современного, и при этом постоянно наполняются новым содержанием.

Различные эпохи в истории литературы отличаются друг от друга не только составом жанров, но и их количеством. Для литературы 20 в. характерно большое количество жанров и их взаимопроникновение. На стыке нескольких жанров возникает новый тип литературного произведения. В предыдущие периоды в литературе, как правило, выдвигалось на первый план несколько жанров (напр., трагедия, ода, эпическая поэма в классицизме; лирическая поэма, баллада, элегия в романтизме). В связи с этим в современной литературе появились утверждения об исчезновении жанров – до такой степени расширились их границы. Появились антижанры – антироман, антидрама.

Жанровое своеобразие рассматривается не только по отношению к эпохе или течению в литературе, но и по отношению к отдельному писателю. В творчестве каждого писателя всегда появляются специфические формы, и их жанровая принадлежность обычно является предметом споров для исследователей. Так, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского соединяет в себе черты психологического, социального, детективного и авантюрного романа.

Отличное определение

Неполное определение ↓

франц. - род, вид) - исторически сложившееся почти во всех видах искусства внутреннее подразделение на большие области, характеризующиеся общими признаками. Принципы разделения различны для каждой из областей художественной культуры. Например, в изобразительном искусстве жанр определяется на основе предмета изображения (пейзаж, портрет и т.д.); в музыке - по способу исполнения (вокальный, сольный, ансамблевый, хоровой, оркестровый), а также по назначению (марш, танец, колыбельная), в литературе - на основе содержания и формы (роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение) и т.д.

В определенных видах искусства (архитектуре, прикладном искусстве) жанры вообще не выделяются. Вместо них говорят о группах построек или изделий, объединенных назначением или материалом (жилая, церковная архитектура; керамика или ткачество).

Понятие жанра сложилось постепенно на протяжении XV((- XV(((веков. В XIX и особенно в ХХ веках в связи с поиском новых художественных форм происходит процесс размывания жанров, их переплетения и взаимодействия (групповой портрет с историческим жанром, бытовой жанр с пейзажем и др.).

ЖАНР (французский genre, от латинского genus - род), тип художественного произведения, отмеченный устойчивыми, повторяющимися композиционно-структурными и/или содержательными признаками. Подразделение на жанры существует во всех видах искусства, кроме архитектуры. Принципы выделения жанров в различных искусствах, имея общие черты, в значительной степени зависят от специфики данной сферы художественной деятельности.

В литературе в зависимости от принадлежности к тому или иному роду литературному обычно выделяются жанры эпические (эпопея, былина, сказка, повесть, рассказ, героическая поэма и др.), лирические (ода, элегия, послание и др.) и драматические (комедия, трагедия, мелодрама, водевиль и др.). В фольклоре и в литературе на начальной, архаической стадии её развития жанры были в значительной степени регламентированы условиями их бытования (их функцией и местом в обряде, общественном действе, культе и т.п.). Позднее жанры получают чисто литературное обоснование в поэтике и риторике. Первый опыт жанровой классификации содержится в «Поэтике» Аристотеля, который разделил произведения по предмету, способу и средствам подражания. Комментаторы «Поэтики» в 16-17 веках создали единую жанровую систему, разделив жанр в соответствии с иерархией стилей (смотри Трёх стилей теория) на высокие (трагедия, героическая поэма, ода), средние (сатира, послание, элегия, эклога) и низкие (комедия, пастораль, басня, песня). Жанр стал главной категорией поэтики, его признаки были строго регламентированы. Романтизм положил конец этой регламентации, провозгласив творческую индивидуальность свободной от жанровых канонов. В поэтике романтизма разрушается иерархия жанра (на первый план нередко выходят «низкие» жанры, например песня в лирике немецких романтиков), границы между ними зачастую стираются, возникают литературные явления, лишённые жанровой отчётливости (лирического стихотворения). Высшим проявлением жанровой свободы в литературе стал роман Нового времени, не имеющий прямых аналогий в античности и не охваченный предписаниями поэтики. Осмысление романа привело к формированию современных концепций жанра, представляющих любой текст как поле столкновения различных жанровых принципов. Утративший значение вневременной нормы и понимаемый в свете исторической изменчивости и динамики, жанр продолжает существовать в современной литературе как смысловой комплекс, несущий в себе «память» литературной традиции.

В изобразительном искусстве под жанром понимают совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем (анималистический, батальный, бытовой, исторический жанр, пейзаж, портрет, натюрморт), а также авторским отношением к предмету, лицу, явлению (карикатура, шарж) либо способом их понимания и истолкования (аллегория, фантастика). Современное понятие жанра и иерархия жанров, также их подвидов получили наибольшее развитие на почве станковой живописи (начиная с 15 века). В скульптуре разделение на жанры несколько иное, поскольку их классификация основана во многом на целевом назначении скульптурных произведений (памятник, надгробие, декоративный рельеф); однако и здесь сохраняются устойчивые тематические жанры (портрет, исторический, батальный, анималистический, бытовой жанр). Сложившиеся жанры меняются в процессе развития искусства: некоторые жанры отмирают или приобретают новый смысл (например, мифологический жанр), возникают новые жанры - обычно в результате дифференциации ранее существовавших жанров (например, появление архитектурного пейзажа, ведуты, марины как разновидностей пейзажного жанра). Возникают и новые, синтетические жанры (например, сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром, так называемая портрет-картина). Термины «жанр», «жанровый» нередко означают собственно бытовой жанр.

В музыке категория жанра объединяет виды музыкального творчества в связи с их происхождением, внутримузыкальными характеристиками (форма, тип композиторского письма), а также с условиями исполнения, восприятия и другими внешними факторами (жизненное предназначение музыки, её связь со словом, танцем, другими искусствами). Исторически первичны жанры, связанные с определёнными общественными функциями, выполняемыми музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях (музыка как элемент культа, церемониала и т.п.). В древних пластах музыкального фольклора, профессиональном устном творчестве жанровый канон определяет тип инструментария, характер исполнения, набор устойчивых мелодических и ритмических формул, лежащих в основе импровизации. В 17-19 веках с постепенным признанием художественной самостоятельности музыки сложилась разветвлённая система исторически вторичных автономно-музыкальных жанров, свободных от прикладных задач и существующих исключительно ради слушания (концерт, симфония, соната и т.п.). При этом первичные жанры художественно переосмыслились: стали, с одной стороны, содержательно-ассоциативными моделями, знаками, усиливающими образную характерность (в связи с этим Б. В. Асафьев писал о «маршевости» в музыке Л. ван Бетховена, «вальсовости» у П. И. Чайковского), и, с другой стороны, исходным моментом индивидуальной работы композитора, в котором обозначена его связь с традицией. В числе главных классификационных критериев в типологии вторичных жанров выделяются родовые характеристики, общие для музыки и литературы (эпическая или лирическая опера, музыкальная драма), характер отражаемого жизненного материала (комическая или трагическая опера), тип экспрессии (лирическая миниатюра), исполнительский состав (струнный квартет).

Понятия «жанровый», «жанровость» в музыке нередко обозначают опору на бытовые музыкальные жанры.

Лит.: Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 5; Friedländer М. J. Landscape, portrait, stilllife; their origin and development. Oxf., 1963; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964. [Кн. 2]: Роды и жанры литературы; Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., 1964; Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке // Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1981. [Вып.] 2; он же. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Там же. Л., 1983. [Вып.] 3; Schaeffer J.-М. Qu’estce qu’un genre littéraire? Р., 1989; Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997; Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. М., 2003; Handbuch der musikalischen Gattungen. Laaber, 2005. Bd 15: Theorie der musikalischen Gattungen.

Жанр это вид содержательной формы, обуславливающий целостность литературного произведения, которая определяется единством темы, композиции и стиля; исторически сложившаяся группа литературных произведений, объединенная совокупностью признаков содержания и формы.

Жанр в литературе

В художественной структуре категория жанра является модификацией литературного вида; вид, в свою очередь, – разновидность литературного рода. Существует и другой подход к родовидовой связи: – жанр – жанровая разновидность, модификация или форма ; в отдельных случаях предлагается различать только род и жанр.
Принадлежность жанров к традиционным литературным родам (эпос, лирика, драма, лиро-эпика) определяет их содержание и тематическую направленность.

Жанр в античной литературе

В античной литературе жанр являлся идеальной художественной нормой. Античные представления о жанровой норме были обращены преимущественно к стихотворным формам, проза не учитывалась, так как считалась тривиальным чтивом. Поэты часто следовали художественным образцам своих предшественников, пытаясь превзойти первооткрывателей жанра. Древнеримская литература опиралась на поэтический опыт древнегреческих авторов. Вергилий (І в. до н. э.) продолжил эпическую традицию Гомера (VIII в. до н. э.), поскольку «Энеида» ориентирована на «Одиссею» и «Илиаду». Горацию (І в. до н. э.) принадлежат оды, написанные в манере древнегреческих поэтов Ариона (VII–VI в. до н. э.) и Пиндара (VI–V вв. до н. э.). Сенека (І в. до н. э.) развивал драматическое искусство, возрождая творчество Эсхила (VI–V в. до н. э.) и Еврипида (V в. до н. э.).

Истоки систематизации жанров восходят к трактатам Аристотеля «Поэтика» и Горация «Наука поэзии», в которых жанр обозначал набор художественных норм, их закономерную и закрепленную систему, а цель автора полагала в соответствии сочинения свойствам выбранного жанра. Понимание жанра как сконструированной модели произведения обусловило появление в дальнейшем ряда нормативных поэтик, включающих в себя догмы и законы поэзии.

Обновление европейской жанровой системы в ХІ–XVII веков

Европейская жанровая система начала свое обновление в эпоху Средневековья. В XI в. возникли новые лирические жанры поэтов-трубадуров (серенады, альбы), позднее зародился жанр средневекового романа (рыцарские романы о короле Артуре, Ланселоте, Тристане и Изольде). В XIV в. итальянские поэты оказали существенное влияние на развитие новых жанров: Данте Алигьери написал поэму «Божественная комедия» (1307–1321 гг.), соединяющую повествование и жанр видения, Франческо Петрарка утвердил жанр сонета («Книга песен», 1327–1374 гг.), Джованни Боккаччо канонизировал жанр новеллы («Декамерон», 1350–1353 гг.). На рубеже XVI–XVII вв. жанровые разновидности драмы расширил английский поэт и драматург У. Шекспир, знаменитые пьесы которого – «Гамлет» (1600–1601 гг.), «Король Лир» (1608 г.), «Макбет» (1603–1606 гг.) – содержат в себе признаки трагедии и комедии и относятся к трагикомедиям.

Свод и иерархия жанров в классицизме

Наиболее полный, систематический и значимый свод жанровых норм образовался в XVII в. с появлением поэмы-трактата французского поэта Николя Буало-Депрео «Поэтическое искусство» (1674 г.). В сочинении определена жанровая система классицизма, регламентируемая разумом, общепонятным стилем с разделением литературных жанров на эпический, драматический, лирический роды. Структура канонических жанров классицизма восходит к античным формам и образам.

Литературе классицизма была свойственна строгая иерархия жанров, разграничивающая их на высокие (ода, эпопея, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия). Смешивание жанровых признаков не допускалось.

Жанры литературной эстетики романтизма

Литература эпохи Романтизма в XVIII в. не подчинялась канонам классицизма, вследствие чего традиционная жанровая система утратила свое преимущество. В условиях смены литературных направлений, отступления от правил нормативных поэтик происходит переосмысление классических жанров, вследствие чего некоторые из них перестали существовать, а другие, наоборот, закрепились.

На рубеже XVIII–XIX вв. в центре литературной эстетики романтизма находились лирические жанры – ода («Ода на взятие Хотина» М. Ломоносова», 1742 г.; «Фелица» Г. Р. Державина, 1782 г., «Ода к радости» Ф. Шиллера, 1785 г.), романтическая поэма («Цыганы» А. С. Пушкина, 1824 г.), баллада («Людмила» (1808 г.), «Светлана» (1813 г.) В. А. Жуковского), элегия («Сельское кладбище» В. А. Жуковского, 1808 г.); в драме преобладала комедия («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1825 г.).

Расцвета достигли прозаические жанры: роман-эпопея, повесть, рассказ. Самым распространенным видом эпической литературы XIX в. считался роман, который называли «вечным жанром». Значительное влияние на европейский эпос оказали романы русских писателей Л. Н. Толстого («Война и мир», 1865–1869 гг.; «Анна Каренина», 1875–1877 гг.; «Воскресение», 1899 гг.) и Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», 1866 г.; «Идиот», 1868 г.; «Бесы», 1871–1872 гг.; «Братья Карамазовы», 1879–1880 гг.).

Формирование жанров в литературе ХХ века

Формирование массовой литературы в ХХ веке, ее необходимость в устойчивых тематических, композиционных и стилистических предписаниях привели к образованию новой системы жанров, основанной прежде всего на «абсолютном центре жанровой системы литературы» по мнению русского ученого М. М. Бахтина – романе.
В рамках популярной литературы сложились новые жанры: любовный роман, сентиментальный роман, криминальный роман (боевик, триллер), роман-антиутопия, антироман, научная фантастика, фэнтези и т. д.

Современные литературные жанры не являются частью предзаданной структуры, они возникают в результате воплощения авторских идей в словесно-художественных произведениях.

Истоки появления жанровых разновидностей

Появление жанровых разновидностей может быть связано как с литературным направлением, течением, школой – романтическая поэма, классицистическая ода, символистская драма и т. п., так и с именами отдельных авторов, которые внедрили в литературный оборот жанрово-стилистические формы художественного целого (пиндарическая ода, байроновская поэма, бальзаковский роман и т. п.), образующие традиции, а это значит и возможность разных видов их усвоения (подражание, стилизация и т. д.).

Слово жанр произошло от французского genre, что в переводе означает род, вид.