Корабли проекта «Каракурт» получат новую цифровую пушку. Корветы серии «каракурт» — это «чёрная вдова» для флота нато Мрк нового поколения проекта 22800 каракурт

Сирийская кампания предоставила Министерству обороны России неоценимую возможность проводить испытания новейшего вооружения не просто в условиях, максимально приближенных к боевым, а на самом настоящем поле боя. Пожалуй, главной оружейной «премьерой» Сирии стало успешное использование по наземным целям 7 октября 2015 года тремя малыми ракетными кораблями (МРК) проекта 21631 и ракетным кораблем проекта 11661К ракетного комплекса «Калибр».

Позже последовали новые пуски данных крылатых ракет, а Минобороны РФ продолжило курс на масштабную «калибризацию» флота. В рамках этой программы осуществлялось не только оснащение «Калибрами» строившихся надводных кораблей и подводных лодок, но и переоборудование в носители «Калибров» уже находившихся в строю вымпелов.

«Калиброносные байдарки»

Практически одновременно с «калибризацией» флота российскому военному руководству пришлось решать еще одну задачу. Ситуация на Черном и Средиземном морях после воссоединения Крыма с Россией настойчиво требовала экстренного усиления Черноморского флота. Причем в первую очередь, ударными единицами.

Поскольку физически ускорить ввод в строй предназначенных для пополнения КЧФ фрегатов проекта 11356 и дизель-электрических подводных лодок проекта 636 не представлялось возможным, Минобороны пошло на неожиданный шаг. Исходно создававшиеся для Каспийской флотилии МРК проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Серпухов» и «Зеленый Дол» решено было отправить на Черное море.

Конечно, это являлось паллиативным решением. «Буяны-М» были спроектированы для действий в закрытой акватории Каспийского моря. Они имели габаритные ограничения, вызванные необходимостью вписаться в габариты шлюзов, а также проходить под пролетами мостов Волго-Балтийского водного пути.

В общем, МРК проекта 21631, с их водометными движителями, пониженными мореходностью и автономностью, для действий в Черном и, тем более, Средиземном море подходили не особо. Но то обстоятельство, что каждый из «Буянов-М» мог нести 8 дозвуковых «Калибров» или сверхзвуковых «Ониксов», продолжительное время в глазах военных искупало вышеперечисленные недостатки. Тем более что ударный потенциал данных МРК равнялся таковому у фрегатов проекта 11356, вчетверо (!) превосходящих «Буяны-М» по своему водоизмещению.

К осени 2016 года Министерству обороны РФ стало понятно, что дальнейшее присутствие МРК проекта 21631 в составе Черноморского флота перестает себя оправдывать. Черноморский регион уже достаточно плотно контролировался наземной группировкой и авиацией ВС РФ, базирующимися в Крыму. Одновременно КЧФ начал получать фрегаты и подводные лодки, т.е. новые «калиброносцы» с куда лучшей, чем у «Буянов-М», мореходностью и автономностью.

По этой причине «Серпухов» и «Зеленый Дол» были отправлены на Балтику, более подходившую «Буянам-М» по условиям базирования и эксплуатации. Это избавило «калиброносные байдарки», как за глаза называли на Черном море МРК проекта 21631, от службы «на грани подвига».

Актуальную для всего отечественного ВМФ проблему скорейшего пополнения корабельного состава новыми «калиброносцами» с более приемлемыми показателями автономности и мореходности, чем у «Буянов-М», теперь должны были решить уже находившиеся в постройке МРК проекта 22800.

Чтобы понять, откуда эти корабли взялись, нам придется мысленно вернуться лет на 16 назад.

От «Скорпиона» до «Буянов»

Желание получить современные мореходные МРК, сконструированные по методике «дешево и сердито», позволяющие за достаточно короткие сроки создать действующие под «зонтиком» береговой ПВО ударные корабельные группировки, стало посещать флотское командование еще в «лихие девяностые». Это явилось отправной точкой для появления в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» в начале «двухтысячных» идеи постройки серии ракетно-артиллерийских катеров проекта 12300 (шифр «Скорпион»).

Имея полное водоизмещение всего в 465 тонн, «Скорпионы» должны были нести 100-мм универсальную артустановку А-190Э со скорострельностью 80 выстрелов в минуту, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-1», а главное - 4 противокорабельные ракеты «Яхонт» вертикального старта с дальностью стрельбы 300 км и массой боевой части 200 кг.

Предсерийный «Скорпион» заложили 5 июня 2001 года в Рыбинске на стапелях открытого акционерного судостроительного общества «Вымпел». Изначально планировалось сдать катер заказчику уже в 2005 году, но… Сначала достройку «Скорпиона» притормозил недостаток финансирования, а позже военные и вовсе потеряли к детищу «Алмаза» интерес. Объяснялось это тем, что «Скорпион» был «узко заточен» под действия лишь против надводных целей.

В то же время Опытное конструкторское бюро «Новатор» имени Люльева Л. В. уже успешно заканчивало работу над созданием ракетного комплекса «Калибр». Широкая ракетная номенклатура «Калибра» позволяла поражать не только надводные, но и наземные цели.

При этом из того же универсального корабельного стрельбового комплекса можно было осуществлять запуск и сверхзвуковых противокорабельных ракет, являвшихся главным убойным «козырем» малютки-«Скорпиона». Стоит отметить, что дальность пуска «Калибров» превышала 500 км, что де-факто нарушало условия Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Но поскольку «Калибры» декларировались как ракеты морского, а не сухопутного базирования, де-юре они РСМД не нарушали.

В общем, военному руководству захотелось получить нечто более универсальное и дальнобойное, чем «Скорпион», пусть и по большей цене. Как результат, первенец проекта 12300 так и остался недостроенным, ибо в него «Калибр» никак не влезал! Зато у Зеленодольского проектно-конструкторское бюро имелся как опыт создания первого в России ракетного корабля с «Калибрами», «Татарстана» проекта 11661К, так и строившиеся 500-тонные малые артиллерийские корабли проекта 21630 (шифр «Буян»), спроектированные для каспийской акватории.

В отличие от «Скорпиона», переделать под «Калибры» «Буяны» с попутным увеличением тоннажа кораблей почти вдвое оказалось заметно проще. Что «зеленодольцы» с благословения государства и сделали, получив на выходе уже знакомые нам «Буяны-М».

Форсированная по срокам постройка столь компактных, но обладавших высоким ударным потенциалом боевых кораблей вызвала у аналитиков массу вопросов. Последние исчезли лишь 7 октября 2015 года, когда, как уже говорилось, 3 «Буяна-М» и «Татарстан» отстрелялись из акватории Каспия по целям в Сирии «Калибрами».

Но, при всех имеющихся у проекта 21631 плюсах, в ходе эксплуатации «Буянов-М» на Черном море у зеленодольских МРК обнаружились и минусы, перечисленные нами в начале статьи.

Его Величество «Каракурт»

Отсутствие в составе отечественных флотов, особенно КЧФ, «товарного» количества «калиброносцев», пусть и в виде мореходных МРК, стало ощущаться еще острее после того, как в связи с прекращением поставок двигателей с Украины застопорилась постройка второй тройки фрегатов проекта 11356. Мореходные МРК оказались нужны «уже вчера», при этом Зеленодольское проектно-конструкторское бюро было загружено работой над другими проектами. Вследствие совокупности всех этих факторов, спустя 14 лет после закладки «Скорпиона», круг замкнулся - проектирование мореходных МРК вновь было поручено ЦМКБ «Алмаз».

«Алмазовцы» не стали изобретать велосипед. Соединив удачные конструктивные решения своего «Скорпиона» с имеющимся у «Буяна-М» универсальным корабельным стрельбовым комплексом на 8 «Калибров» или «Ониксов», ЦМКБ спроектировало малый ракетный корабль проекта 22800 (шифр «Каракурт»).

Впервые облик нового МРК был представлен общественности на международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Головные два корабля проекта 22800, получившие названия «Ураган» и «Тайфун», заложили 24 декабря 2015 года на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».

Необходимость импортозамещения, а также отработки отдельных узлов и агрегатов, в частности созданной санкт-петербургским машиностроительным заводом «Арсенал» корабельной 76,2-мм артустановки АК-176МА, несколько задержали достройку «Каракуртов». И все же 2 июня 2017 года СМИ опубликовали информацию о том, что первый МРК проекта 22800 - «Ураган» - будет спущен на воду до конца этого лета.

Всего военные моряки планируют получить от промышленности не менее 18 «Каракуртов», предназначенных для пополнения состава Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флотов. Необходимость постройки МРК проекта 22800 для нужд Северного флота пока не озвучивалась.

Любопытно, что при лучших показателях мореходности и автономности «Каракурты» будут иметь на 149 тонн меньшее водоизмещение, чем у «Буянов-М». Более скромные размеры, по сравнению с проектом 21631, повысят скрытность новых МРК. Возможности же обнаружения целей у «Каракуртов» повысятся - проект 22800 оснащен интегрированной мачтой с размещенными на ней неподвижными фазированными антенными решетками многофункционального радиолокационного комплекса.

Уступая «Буянам-М» по мощи артиллерийского вооружения - 76,2-мм артустановка вместо 100-мм - «Каракурты» будут нести тот же, что и у проекта 21631, ударный ракетный комплекс, позволяющий поражать надводные цели в радиусе около 500 километров, а наземные - в радиусе около 1500 километров. Таким образом, подобно «Буянам-М», скромные по размерам, но имеющие на вооружении восьмерку «Калибров» МРК проекта 22800 вполне могут именоваться малыми ракетными кораблями стратегического назначения.

МРК проекта 22800 Каракурт

Проект 22800 "Каракурт" - малый ракетный крейсер прибрежной зоны. Несмотря на малые размеры, его боевой радиус может достигать 2500 км при определенном типе вооружения.

Проект 22800 «Каракурт» – адаптация к морским и океанским водам проекта 21361 «Буян-М», класса «река-море» – новое поколение русских малых ракетных кораблей (МРК) ближней и средней морской зоны. Главное конструктивное отличие «Каракурта» от базового проекта «Буян-М» и – это морской корпус с осадкой 4 м, он устойчивее для боевого применения, чем река-море с осадкой 2,5 м. Это позволяет быстрее выводить на цель мощные ракеты и артустановки, не мешкать при сильном волнении моря. По правилам кораблестроения России платформа 22800 является универсальной, подходит для сторожевых и пограничных МРК, для противолодочных малых кораблей (МПК). Россия значительно укрепит ВМС РФ к 2030-му году, 23 «Каракурта» поступит на Северный ВМФ, Тихоокеанский ВМФ, Балтийский ВМФ и Черноморский ВМФ.

Задачи проекта 22800

МРК 22800 – корабль 3-го ранга, является представителем уникальной линейки «смертоносных насекомых», разрабатываемой в СССР с 1950-х годов. Отечественные МРК и МПК занимают место между катерами и кораблями 2-го ранга. У больших морских катеров и малых кораблей разные габариты и осадка, радиус боевых возможностей. По вооружённости МРК сопоставимы с корветами и фрегатами. В США и Англии с 2000-х годов разрабатывается и вводится в состав ВМС НАТО новый класс кораблей, литеральных LCS (прибрежных, для дальней морской зоны), хорошо вооружённые аналогичны своим же корветам, нежели нашим МРК и МПК, а с водоизмещением 500 – 1000 т по боеспособности напоминают катера. Связано это больше с тем, что флот НАТО не для обороны своих рубежей, а чтобы ходить в чужие моря, поэтому малыми могут быть только корветы, преодолевающие от 3 000 миль.

Боевые возможности МРК проекта 22800 Каракурт

Основное вооружение МРК 22800 – противокорабельное – в основе мощный ракетный комплекс «Калибр-НК» для уничтожения надводных и наземных целей с расстояния 0,1 – 5 тыс. км., в перспективе, с 2025-го года, основными противокорабельными ракетами станут гиперзвуковые «Цирконы», скоростью 8 Маха. В радиусе «мёртвой зоны» ракет применяется скорострельная крупнокалиберная артиллерийско-зенитная установка АУ А-190, защиту с воздуха обеспечивает ракетно-пушечный зенитный комплекс Панцирь-СМ с радиусом поражения 40 км, а также турельная установка 3М47 и АК-630. В отличие от корветов 22380 и фрегатов 22350 в составе вооружения сторожевых МРК 22800 нет гибких гидроакустических антенн для обнаружения подлодок, а также и средств их уничтожения, бомбомётных установок и торпедных аппаратов. У своих границ можно лишь держать оборону, чтобы победить, необходимо наступать к чужим берегам, ходить в моря противника – МРК РФ это позволяет, его можно включать в ударную группу в качестве сторожевого.

class="eliadunit">

Технические характеристики Каракурта 22800

  • Скорость 30 узлов.
  • Дальность хода на минимальной скорости – 2 500 миль.
  • Автономность по запасам провизии – 15 суток.
  • Корпус стальной цельносварной 70х11 м с многослойным покрытием из стекловолокна, с фальшбортами, технологии Стелс.
  • Главная энергетическая установка (ГЭУ) дизель-газотурбинная из 2-х двигателей 10Д49, создающих вращение водомётных винтов до водоизмещения 800 т.
  • Экипаж 52 человека.
  • За управление всех систем отвечает боевая система корабля БИУС Сигма-Э, которой подчинена РЛС Минерал М, АМКОИ Трасса-Э.

История проекта 22800

Проектирование МРК 22800 начато спустя 5 лет после разработки МРК 22361. По сути, является модернизацией только что созданной боевой единицы. У обоих проектов одни и те же предшественники, советские корабли проектов 1234, 12341, 12347 и созданный на их базе речной проект 2001-го года 12300 «Скорпион» с вертикальным пуском ракет. В СССР было построено по этим проектам 48 кораблей и ещё столько противолодочных, к началу 1990-х все были в строю, сегодня 13 МРК + «Бора» и «Самум», отнесенные по характеристикам во 2-й ранг, двухкорпусные катамараны со скоростью 45 узлов, проекта 1239 «Сивуч». Отдельную историю затаил пока в себе сгоревший на стоянке в 1992-м сверхскоростной МРК-5 проекта 1240 «Ураган» (на подводных крыльях, скорость 57 уз.), со временем тоже может повлиять на модернизацию 22800-го. Умами и усилием многих людей за 12 лет создан новый тип кораблей, недорогих, быстро строящихся, «насекомые» вооружены тем же классом ракет, что и 1-й ранг. Это означало, что копеечная надводная единица запросто способна потопить авианосец или эсминец НАТО.

Начиналось так. В 1959 году, ещё на заводе №5 «Алмаз», ныне «Пелла», был построен ракетный катер 183-Р «Комар» с противокорабельным комплексом П-15. С 1959 по 1965 гг. было построено 112 надводных единиц. Слишком малы были размеры катера 25,5х6,2 м, чтобы также эффективно выполнять боевые задачи, как и корабли 2-го и 1-го ранга, да и противостоять агрессорам желательно как можно подальше от своих берегов. В это же время, с 1958-го, тактико-техническое задание (ТТЗ) для создания кораблей-ракетоносцев передано сразу трём ленинградским КБ, ЦКБ-5 (Алмаз), ЦКБ-53 (Северное), МАЦКБ-340 (КБСМ). С 1958-го года по 1968-й, выдающимся ракетостроителем Челомеем, впервые в мире создаётся ПКР П-70 для стрельбы ракетами из подводного положения, вначале только для проектов лодок 670, с 1960-го разрабатывалась уже надводная версия П-25, с нетоксичным и не пожароопасным топливом, с хорошей головкой самонаведения на цель (ГСН). С появлением во флоте в 1970-м году первого МРК проекта 1234 «Овод», водоизмещением 600 т, размеров 59х11 м, расклад сил между СССР и НАТО изменился качественно.

Первый МРК 22800, головной, с собственным именем «Ураган», уже в строю ВМФ РФ, пока единственный. Был заложен на стапеле «Ленинградского судостроительного завода «Пелла» в Санкт-Петербурге 12.12.2015. Названия этих кораблей напоминают о силе стихийного ветра и моря. Строительство идёт быстрыми темпами и на разных верфях. Второй корабль Тайфун строился там же, Балтийский или Северный флот пополнят ещё 4 корабля, заложены на «Зеленодольском заводе им. Горького». Сразу 6 кораблей для Черноморского флота строятся на площадке «Алмаз» в Феодосии, столько же, сколько и на «Амурском судостроительном заводе», укрепляющем Тихоокеанский флот.

class="eliadunit">

главного конструктора АО "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" Дмитрия Цымлякова о программе проектирования и строительства для ВМФ России малых ракетных кораблей проекта 22800 (шифр "Каракурт").

Малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800 "Каракурт" стал одним из самых популярных объектов судостроения на форуме "Армия-2018". Макеты корабля, в том числе экспортная версия, красовались на стендах трёх разных верфей, а в рамках деловой программы были заключены контракты на постройку шести новых МРК на Дальнем Востоке. Об истории создания, особенностях и причинах популярности проекта 22800 в интервью Sudostroenie.info рассказал главный конструктор Центрального морского конструкторского бюро "Алмаз" Дмитрий Цымляков.

Головной малый ракетный корабль «Ураган» (заводской номер 251) проекта 22800 (шифр "Каракурт") на полном ходу на пробеге во время заводских ходовых испытаний на Ладожском озере. 2018 год (с) sudostroenie.info

- Дмитрий Евгеньевич, почему было принято решение о создании проекта МРК 22800?

Главной причиной была остановка постройки фрегатов "адмиральской серии" проекта 11356 из-за отказа украинской стороны в поставке ГГТА после известных событий весны 2014 года.

Вторая причина - старение нашего корабельного состава. Проект 22800 пришёл на смену РКА проекта 1241 "Молния" и МРК проекта 1234 "Овод". Последний МРК "Овод" был построен в конце 80-х годов прошлого века.

Поэтому по таким параметрам, как главные размерения, водоизмещение, скорость эти корабли сопоставимы. Сходны они и по основному назначению.

- По ходовым характеристикам и энергетической установке, в чём отличия "Каракурта" от "Овода"?

В целях ускорения проектирования на проекте 22800, аналогично проекту 1234, использована отечественная энергетическая установка на базе трёх дизелей М507, оптимизированных для увеличения ресурса.

Чтобы сделать корабль максимально быстро, установка по своей компоновке была во многом заимствована у "Овода".

Однако в силу применения другой формы корпуса (на "Оводе" использовался глиссирующий корпус, а на "Каракурте" - обводы переходного режима) удалось улучшить мореходность, обитаемость, решить проблемы, связанные с большим углом наклона валов, характерным для глиссирующих корпусов. На "Оводах" достаточно большой угол наклона, что вызывало большую вибрацию и дополнительное сопротивление движению.

На "Каракурте" угол наклона валов находится в приемлемых пределах: 5 градусов на носовом машинном отделении и 10 градусов на кормовом. Соответственно, все характеристики, как пропульсивные, так и вибрационные у нового корабля лучше.

- Что можете рассказать про вооружение нового корабля?

Сейчас практически стандартом для отечественного флота стал комплекс "Калибр", обеспечивающий в том числе и решение стратегических задач. Также в проекте используется усовершенствованная пушка АК-176МА. У неё за счёт применения электрических приводов повышена точность стрельбы.

С 253-го заказа, строящегося на заводе "Пелла", второго серийного МРК проекта 22800, на такие корабли устанавливается зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Панцирь-М".

- ЗРАК "Панцирь" будет устанавливаться и на последующих кораблях этого проекта?

Да, на всех последующих. Так предполагается, по крайней мере.

Всё остальное - в соответствии с воззрениями наших военных на применяемое оружие. Так, в проекте используется современные комплексы радиотехнического вооружения, навигации, связи.

- Чем "Каракурт" отличается от других отечественных проектов?

Одна из изюминок проекта - практически полное импортозамещение. Чтобы исключить возможность блокировки поставок, импортное оборудование закладывалось по минимуму.

В настоящее время у нас используется ряд позиций импортного оборудования. В основном это бытовое оборудование, обеспечивающее комфорт экипажа: стиральные машины, холодильники, плиты, мойки, кофеварки, кофемолки и т.п. Разумеется, этот перечень прошёл определённую процедуру, и есть решение о его применении.

Всё серьёзное оборудование - отечественное.

Ещё головной корабль примечателен тем, что при его создании на нём не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача - использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть образцы уже существуют, их нужно только военным соответствующим образом принять. Поэтому в такие сжатые сроки всё получилось.

- Когда началось создание проекта 22800?

В 2015 году. В начале апреля я был назначен главным конструктором проекта и с этого момента пошла основная работа: инструкционный чертёж, графики, СТУ .

- Довольно сжатые сроки…

Очень сжатые. Сокращённый технический проект был готов за полтора месяца. Это было сделано, чтобы получить общие характеристики корабля, определиться с основным оборудованием, разработать заказные ведомости и, самое главное, по итогам защиты получить добро от заказчиков на продолжение работы. А к концу 2015 года технический проект уже был полностью закончен. И, соответственно, выданы первые корпусные чертежи и спецификации на судостроительный завод "Пелла".

В декабре 2015 года заводчане уже имели определённый задел по корпусной части, и 25-го числа головной МРК "Ураган" был заложен. Далее работа шла в очень быстром темпе. Мы разрабатывали документацию, судостроители "Пеллы" с колёс воплощали задуманное в металле. И одновременно учились строить боевые корабли, поскольку на тот момент их опыт, к сожалению, ограничивался только буксирами и скоростными катерами. К чести заводчан, несмотря на то, что многое для них было впервой, они справились.

В итоге, от принятия решения о начале постройки до выхода корабля на испытания прошло всего три года. В нашей последней истории боевой корабль так быстро никогда не строился. Даже над схожим проектом "Буян-М" Зеленодольское ПКБ и Зеленодольский завод работали дольше. И потом, у них была определённая база - уже существовал проект 21630.

- На какой стадии сейчас находится головной МРК "Ураган"?

Сейчас корабль завершает заводские ходовые испытания. И, надеюсь, что уже в сентябре-октябре месяце выйдет на государственные.

- Каков запланированный срок сдачи корабля?

Конец 2018 года.

- "Пелла" уже спустила на воду три МРК проекта 22800 - "Ураган", "Тайфун" и "Шквал". На этом заводе ещё будут строиться такие корабли?

В цеху стоит ещё четвёртый МРК - "Буря". Его спуск на воду ожидается осенью.

- 22 августа были заключены контракты на постройку шести МРК на Дальнем Востоке. Они будут чем-то отличаться?

Возможно будут какие-то изменения в части энергетики. У нас сейчас сделаны соответствующие проработки. Есть вариант с газотурбинными двигателями. Для того чтобы обеспечить высокий темп строительства, есть разные предложения. Ждём решения Заказчика. Пока что завод "Звезда" в его нынешнем состоянии не может обеспечить необходимый темп изготовления дизелей.

- На "Звезде" не так давно сменился владелец. Может быть, ситуация изменится…

Надеемся. Но пока имеем то, что имеем.

Судя по экспозиции форума "Армия-2018", "Каракурт" является одним из наших ключевых экспортных товаров. У экспортной модификации - проекта 22800Э есть отличия?

Всё зависит от требований заказчика. Если заказчик захочет поставить своё радиотехническое вооружение или комплексы внутренней связи, то, соответственно, корабль будет доработан.

И энергетика. Наверняка, они захотят поставить что-то своё. Мы рассматривали возможность установки дизелей MTU 20V4000 мощностью 4300 кВт. По расчётам, трёхвальная установка может обеспечить несколько меньшую скорость, чем с двигателями "Звезды", но для кораблей такого водоизмещения и такой ударной мощи этого, наверняка, будет достаточно.

- По вооружению экспортный вариант отличается?

Только ракетами. Их дальность ограничена договором о нераспространении. В остальном, экспортный комплекс "Панцирь" есть, артиллерийская установка тоже есть в экспортном варианте.

- Какие зарубежные страны проявляют интерес к проекту 22800Э?

Интерес очень большой. Со стороны традиционных партнёров по ВТС: Вьетнама, Индии. Рассчитываем на интерес со стороны Индонезии, Алжира, стран Персидского залива.

- О модернизации "Каракурта" речь пока вести рано?

Зачем модернизировать то, что хорошо получилось, хотя, не скрою, прорабатываются варианты с другим составом вооружения, позволяющим расширить боевые возможности корабля.

- Возможно, какие-то решения будут приняты по результатам испытаний головного МРК…

Возможно. Пока могу честно сказать, что, как платформа, корабль оправдывает все наши ожидания. Всё, что рассчитывали получить, мы получили. С точки зрения скорости, с точки зрения управляемости, мореходности. Разгонные характеристики великолепные. По сути дела, это катер, но большого водоизмещения.

А что касается экономической составляющей проекта? В последнее время это важный критерий для Минобороны при формировании гособоронзаказа.

По этому поводу лучше спрашивать у заводчан "Пеллы", но могу сказать, что корабль получился недорогой по сравнению с тем, что строит флот. Стоимость оказалась сильно меньше 10 млрд рублей.

- Этим объясняется такая популярность корабля?

Конечно. ЦМКБ "Алмаз" и завод "Пелла" доказали, что создать боевой корабль можно быстро и недорого.

Беседовал Александр Полунин

Главный конструктор АО "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" Дмитрий Цымляков (с) sudostroenie.info


Спуск на воду на АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" третьего строящегося для ВМФ России малого ракетного корабля проекта 22800 «Шквал» с заводским номером 253. На корабле установлен новый корабельный зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-М". Отрадное (Ленинградская область), 05.05.2018 (с) sudostroenie.info

Текущая программа кораблестроения для военно-морского флота России пока не предусматривает создание и передачу крупных боевых кораблей, способных нести выдающееся количество вооружения и работать в океанской зоне. Пока приоритетной задачей является строительство иных боевых единиц, таких как малые ракетные корабли. Однако, несмотря на свои скромные размеры и водоизмещение, новые отечественные корабли вполне способны решать весьма сложные задачи. Одной из основ подобной корабельной группировки в будущем станут новые малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт».

Согласно официальным данным, корабли типа «Каракурт» относятся к третьему рангу и предназначаются для ведения боевых действий в ближней морской зоне. При помощи имеющегося ракетного и артиллерийского вооружения такие МРК должны атаковать надводные, воздушные или береговые цели. Ранее неоднократно отмечалось, что проект 22800 имеет значительное сходство с более старым проектом 21631 «Буян-М», однако отличается улучшенными мореходными характеристиками. В отличие от «Буянов», новые «Каракурты» смогут работать не только на реках и мелководных морях.

Проект 22800 был создан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (г. Санкт-Петербург) по заказу российского министерства обороны. Проектные работы велись в первой половине текущего десятилетия. Первая официальная демонстрация облика будущих «Каракуртов» состоялась на международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Любопытно, что от первого показа материалов проекта до начала строительства кораблей прошло всего несколько месяцев.

Закладка первых двух «Каракуртов» состоялась в конце декабря 2015 года. Заказ на их строительство получил ленинградский судостроительный завод «Пелла». В общей сложности на этом предприятии планируется построить 7 кораблей нового типа, причем 3 единицы сойдут со стапеля завода «Море» в Феодосии, переданного под управление «Пеллы». Еще пять кораблей должен сдать Зеленодольский судостроительный завод им. Горького; он начал работы по своим заказам в 2016 году. Также упоминалась возможность заказа шести кораблей Амурскому судостроительному заводу.

Летом и осенью прошлого года завод «Пелла» спустил на воду первые два корабля проекта 22800 – «Ураган» и «Тайфун». В начале мая состоялся спуск третьего. По известным данным, два первых корабля уже проходят необходимые испытания. Передача двух единиц военно-морскому флоту запланирована на этот год. Следующие два «Каракурта» начнут службу в следующем году. В 2020-м флаг поднимут сразу на нескольких кораблях. Последние из запланированных МРК будут заложены в 2019-2020 годах, и их строительство завершится в течение 3-4 следующих лет.

Корабли проекта «Каракурт» не отличаются большими габаритами и водоизмещением. Их длина составляет лишь 67 м при ширине 11 м и осадке 4 м. Водоизмещение – 800 т. При помощи дизель-электрической энергетической установки они смогут развивать скорость до 30 узлов и показывать дальность плавания на уровне 2500 миль.

Несмотря на небольшие размеры, МРК проекта 22800 должны нести серьезный набор оборудования и вооружения. Так, основным средством слежения за обстановкой и обнаружения целей является радиолокационный комплекс «Минерал-М», включающий активные и пассивные средства наблюдения. С помощью такого комплекса «Каракурт» сможет находить крупные надводные цели на дистанциях порядка 250 км. Максимальная дальность пассивной локации, в зависимости от разных факторов, – до 400-450 км. Станции могут сопровождать десятки целей и обмениваться данными с другими кораблями.

Проект предусматривает наличие вооружения для противовоздушной обороны. Первые два корабля серии для таких целей несут пару установок АК-630М и переносные зенитные ракетные комплексы. Все последующие корабли предлагается комплектовать модулями «Панцирь-М» с 30-мм пушками и ракетами. Строящиеся «Каракурты» получают универсальную артиллерийскую установку АК-176МА с орудием калибра 76 мм.

Основным ударным средством кораблей проекта 22800 являются ракеты нескольких типов. В кормовой части надстройки, поперек диаметральной плоскости, находится универсальная вертикальная пусковая установка 3С14 с восемью ячейками для транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. Заявлена возможность использования крылатых ракет комплекса «Калибр-НК» и противокорабельных «Оникс». Состав боекомплекта и тип применяемых ракет определяются в соответствии с поставленными боевыми задачами.

Именно ракетное вооружение дает новым отечественным кораблям высокие боевые характеристики и примечательный потенциал. С его помощью МРК проекта 22800 смогут бороться с надводными, сухопутными или подводными целями, для чего могут применяться ракеты разных типов с отличающимися характеристиками и боевым оснащением. При этом, как следует из известных данных, обеспечивается возможность поражения целей на дистанциях в сотни километров.

При обнаружении надводного корабля противника «Каракурт» может использовать ракету «Оникс» либо изделия семейства 3М-54. ПКР типа «Оникс» оснащается комбинированной системой наведения на основе инерциальной навигации и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения. В заданный район она выходит по данным навигации, после чего самостоятельно должна искать цель. Имеется возможность выбора траектории полета. При высотной траектории максимальная дальность пуска достигает 450-500 км. На иных режимах радиус действия заметным образом сокращается. К цели доставляется боевая часть массой 300 кг, достаточная для нанесения самых серьезных повреждений даже крупным кораблям.

В семействе ракет «Калибр» тоже присутствует противокорабельное . Крылатая ракета этой линейки способна пролететь более 300 км, самостоятельно найти надводную цель и поразить ее при помощи боевой части массой не менее 200 кг. По разным данным, противокорабельные «Калибры» могут иметь дальность вплоть до 450-500 км. Основное отличие «Калибров» от «Оникса» – иные скорости полета. Эти ПКР на большей части траектории поддерживают дозвуковую скорость, тогда как «Оникс» сразу выходит на сверхзвук.

Важнейшим преимуществом комплекса «Калибр-НК» является наличие крылатых ракет 3М-14, предназначенных для атаки наземных целей с заранее известными координатами. Это оружие уже использовалось в реальных операциях и наглядно продемонстрировало возможность уничтожения объектов на дальностях более 1500 км. Более того, в некоторых источниках упоминается дальность стрельбы порядка 2-2,5 тыс. км. Таким образом, при наличии необходимого целеуказания корабль типа «Каракурт» или иной носитель «Калибров» способен держать под контролем весьма крупный район суши.

Согласно ранее оглашенным данным, серийные МРК проекта 22800 будут передаваться всем основным объединениям флота. Они будут служить в составе Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов. Совсем не трудно представить, какое влияние на военно-политическую обстановку в регионах могут оказать новые корабли с ракетами выдающейся дальности. Они смогут прикрыть от возможного нападения значительные участки побережья, а кроме того, «возьмут на прицел» крупные сухопутные территории с множеством военных и административных объектов.

Не покидая своих баз на Кольском полуострове, малые ракетные корабли Северного флота в теории способны защитить от надводных объектов все ближайшее побережье, а также значительную часть Баренцева моря и все Белое море. В зоне ответственности ракет 3М-14 в таком случае оказываются Скандинавия, Восточная и Центральная Европа, а также часть Британских островов.

С помощью «Калибров» и «Ониксов» моряки-балтийцы смогут защитить Финский залив и перекрыть существенную часть Балтийского моря. Также возможен контроль территорий вплоть до Западной Европы, Балкан и Малой Азии. Зона ответственности Балтийского флота частично совпадает с районом возможной работы Северного флота.

Находясь в Севастополе, «Каракурты» Черноморского флота могут использовать ПКР по целям во всех ближайших акваториях. При этом их «Калибры» способны достать объекты в Западной Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Следует отметить, что схожий регион перекрывают и ракеты Каспийской флотилии, где служат корабли типа «Буян-М».

МРК Тихоокеанского флота, базируясь во Владивостоке, могут применять противокорабельное оружие по целям в Японском море и Восточно-Корейском заливе. Дальность ракет «вода-земля» при этом позволяет контролировать район от центральной Монголии до Камчатки, включая все Японские острова и значительную часть Китая.

Следует отметить, что полученные районы ответственности относятся только к кораблям, находящимся на основных базах флотов или рядом с ними. Новые корабли проекта 22800 способны действовать в ближней морской зоне, и потому фактическая точка пуска ракет может находиться где угодно и на значительном удалении от базы. Таким образом, фактические зоны ответственности новых кораблей способны находиться где угодно и перекрывать почти любую часть Мирового океана или суши, пусть даже и с определенными ограничениями.

Нельзя не признать, что новые российские «Каракурты» не являются безупречными. В первую очередь, недостатком можно считать небольшие размеры боекомплекта ракетного комплекса. Один МРК этого типа несет всего восемь ракет «Калибр» или «Оникс». Таким образом, для выполнения массированного ракетного удара может понадобиться совместная работа нескольких кораблей, что может затруднять подготовку к операции и ее проведение. Впрочем, малый боекомплект прямо связан с габаритами кораблей и меньшей сложностью их строительства.

Согласно текущим планам, не позднее середины двадцатых годов российский ВМФ будет располагать 18 кораблями проекта 22800 «Каракурт», которые будут распределены между четырьмя основными структурами. Таким образом, флот получит достаточно крупную группировку ударных кораблей с весьма мощным вооружением. Страна, в свою очередь, при этом получает удобный и гибкий инструмент проекции силы в разных регионах. Важно, что такой инструмент удастся создать в минимальное время и при разумных тратах – вся программа строительства 18 кораблей должна занять не более 8-9 лет.

В настоящее время осуществляется постепенная модернизация флота и военного кораблестроения. Осуществляется обновление производственных мощностей разных предприятий, что позволяет строить новые корабли разных классов и типов. Пока военное ведомство лишь составляет планы на будущие проекты надводных кораблей первого ранга, но менее крупные и мощные боевые единицы уже строятся, передаются заказчику и включаются в состав ВМФ. Все это закономерно приводит к росту боевого потенциала надводных сил и общей обороноспособности страны.

Очевидно, что новые корабли второго и третьего ранга, такие как МРК проекта 22800, и в теории, и на практике по своим возможностям уступают более крупным боевым единицам, например перспективному эсминцу «Лидер». Однако они отличаются сравнительной дешевизной, простотой и быстротой строительства. Первый «Каракурт» был заложен в конце 2015 года, и уже скоро поступит на службу. К тому времени, как головной «Лидер» сможет начать свою службу, в составе ВМФ будут присутствовать почти все заказанные корабли проекта 22800.

При всех достижениях и успехах, российское министерство обороны, военно-морской флот и судостроительная промышленность по-прежнему сталкиваются с разного рода трудностями. В текущих условиях не всегда получается сделать все желаемое, и потому приходится искать альтернативные пути. Одним из выходов из текущей ситуации, позволяющим обновить флот и повысить его потенциал в условиях известных ограничениях, является строительство большого количества малых ракетных кораблей с развитым вооружением. Эти идеи, в первую очередь, реализуются при помощи проектов 21631 «Буян-М» и 22800 «Каракурт».

К настоящему времени российская судостроительная промышленность успела спустить на воду три корабля типа «Каракурт» из 18 запланированных к постройке. Первые два в этом году пройдут все испытания и отправятся служить на Балтийское море. Еще 15 кораблей будут переданы заказчику, начиная со следующего года. К середине двадцатых годов четыре флота ВМФ России смогут сформировать полноценные группировки малых ракетных кораблей с современным вооружением.

Строительство больших и мощных кораблей с ракетным и артиллерийским оружием все еще относится к отдаленному будущему, но военно-морской флот не может ждать. По этой причине строятся другие боевые единицы, так же имеющие весьма примечательные возможности. Несмотря на скромные размеры и небольшое водоизмещение, они могут быть серьезным ударным средством и эффективным инструментом международной политики. А большое количество таких кораблей обязательно перейдет в качество.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://nvo.ng.ru/
http://pellaship.ru/
http://npomash.ru/

С 2015 года российские судостроительные предприятия занимаются выполнением заказа на строительство большого количества малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». К работам уже привлечены три верфи, а в ближайшем будущем к строительству присоединится еще один завод. На разных стадиях строительства сейчас находится девять кораблей. Строительство девятого только началось. Торжественная церемония его закладки состоялась во вторник 19 декабря.

Как сообщает пресс-служба министерства обороны России, 19 декабря в одном из цехов судостроительного завода «Море» (г. Феодосия) в торжественной обстановке был заложен новый малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800. В соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Королева, новому кораблю было присвоено имя «Вихрь», продолжающее своеобразную традицию наименования новых МРК. В церемонии участвовали представители министерства обороны и флота, руководство завода «Море», делегация феодосийского руководства, а также судостроители и ветераны.


В соответствии с текущими планами министерства обороны, в течение нескольких следующих лет военно-морской флот должен будет получить почти два десятка малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Ранее сообщалось, что строительство таких МРК будет осуществляться четырьмя судостроительными заводами в разных частях страны. Одним из исполнителей заказа стал завод «Море» в Феодосии. Часть производственных мощностей этого предприятия ранее была передана в ведение Ленинградского судостроительного завода «Пелла», что, как предполагалось, позволило бы повысить эффективность работ и ускорить выполнение заказа.

На данный момент в портфеле заказов завода «Пелла» присутствует восемь МРК проекта 22800. Половина этих кораблей будет построена на площадке в Отрадном, другие четыре – в Феодосии. Необходимо отметить, что завод «Море» в настоящее время строит уже три «Каракурта» из четырех, которые ему предстоит сдать. В обозримом будущем должна будет состояться торжественная закладка четвертого корабля. Кроме того, не за горами и сдача первого МРК, построенного в Крыму.

В мае 2016 года на судостроительном заводе «Море» в Феодосии состоялась закладка малого ракетного корабля с именем «Шторм» и заводским номером 254. Это третий корабль проекта 22800 и второй серийный. Для крымского завода, в свою очередь, «Шторм» является первым в рамках нового заказа. По известным данным, этот корабль должны будут достроить, испытать и передать флоту уже в следующем 2018 году.

Следующая церемония закладки «Каракурта» состоялась в середине марта текущего года. Кораблю с заводским номером 255 присвоили имя «Охотск». Второй для «Моря» и шестой в серии МРК должен будет войти в состав военно-морского флота не позднее 2019-20 годов. Буквально на днях был дан официальный старт строительству корабля «Вихрь» – третьего для феодосийского предприятия.

По имеющимся данным, Ленинградский судостроительный завод «Пелла», управляющий производственными мощностями «Моря», уже имеет планы по строительству очередного малого ракетного корабля. Вскоре в Феодосии состоится закладка очередного «Каракурта». Как сообщает пресса, этот корабль может получить имя «Циклон», продолжающее сложившуюся «метеорологическую» традицию. Его строительство должно будет завершиться не позднее начала двадцатых годов.

Как видим, ситуация со строительством кораблей проекта 22800 на заводе «Море» в Феодосии может быть поводом для оптимизма. Имеются заказы на четыре ракетных корабля, из которых три уже находятся на разных стадиях строительства, а четвертый будет заложен в самом ближайшем будущем. В то же время, ни один из крымских «Каракуртов» пока не был спущен на воду, но, судя по последним , подобные события не заставят себя долго ждать.

Завод «Пелла», располагающий двумя площадками в разных регионах, в настоящее время играет ключевую роль в строительстве перспективных малых ракетных кораблей. Он должен построить восемь «Каракуртов» и на данный момент, насколько известно, справляется с поставленными задачами. Два корабля (головной «Ураган» и первый серийный «Тайфун») в этом году были спущены на воду. Еще пять – «Шторм», «Шквал», «Буря», «Охотск» и «Вихрь» – находятся на стапелях на разных стадиях строительства. В ближайшее время состоится закладка восьмого корабля.

Также к строительству малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт» планируется привлечь два других предприятия. Не так давно стало известно, что Зеленодольский завод им. А.М. Горького получил заказ на строительство пяти ракетных кораблей. Два из них были заложены в прошлом году и в настоящее время строятся. Сведения о строительстве трех других «Каракуртов» пока не публиковались. Тот факт, что о закладке кораблей «Муссон» и «Пассат» стало известно только в 2017-м из отчета завода за предыдущий год, позволяет предполагать, что последний уже мог заложить новые корабли. Тем не менее, такая информация пока не подтверждается и не имеет прямых опровержений.

Для полного выполнения планов по строительству сравнительно крупной серии боевых кораблей необходим контракт еще на пять или шесть «Каракуртов». Согласно ранее опубликованным данным, в ближайшем будущем появится заказ на шесть таких кораблей. Их предполагается передать Тихоокеанскому флоту, и потому строительство будет вестись на минимально возможном расстоянии от будущих баз. Известно, что заказ должен будет получить Амурский судостроительный завод (г. Комсомольск-на-Амуре). В настоящее время военное ведомство и промышленность обсуждают условия такого соглашения.

Летом этого года было объявлено, что контракт с Амурским заводом появится в 2018-м. Вскоре после этого должна будет состояться закладка первого из кораблей новой серии. Строительство шести «Каракуртов» займет несколько лет и завершится не позднее 2022-23 годов. Со сдачей последнего «амурского» корабля текущие планы по строительству новых МРК проекта 22800 будут полностью выполнены. Будет ли после этого продолжено строительство новых ракетных кораблей или их в серии сменят другие проекты – пока говорить рано.

Из почти двух десятков малых ракетных кораблей не менее двух будет передано в состав Балтийского флота. По разным данным, на Балтику могут отправить головной корабль «Ураган» и первый серийный «Тайфун». Впрочем, имеются и иные сведения, согласно которым эти корабли войдут в боевой состав Черноморского флота. Так или иначе, основной задачей заводов «Пелла» и «Море», по всей видимости, является обновление корабельных соединений на Балтийском и Черном морях.

Где будут служить «Пассат», «Муссон» и три других корабля, построенные в Зеленодольске, тоже до конца не ясно. Относительная ясность присутствует только в случае с шестью «Каракуртами», которые в будущем будут построены Амурским судостроительным заводом. Передача этих кораблей любому оперативно-стратегическому объединению ВМФ России, за исключением Тихоокеанского флота, связана с множеством различных трудностей и попросту нецелесообразна.

Тем не менее, передача новых кораблей будущим эксплуатантам пока является делом будущего. На разных стадиях строительства находится 9 малых ракетных кораблей из 13 заказанных, и только два из них к настоящему времени были спущены на воду. Строительство «Каракуртов» идет рекордными темпами, но корабли пока не готовы к сдаче заказчику. Впрочем, первый акт о приемке корабля проекта 22800 будет подписан уже в следующем году, и после этого подобные события будут происходить с завидной регулярностью вплоть до начала следующего десятилетия.

Проект перспективного корабля с развитым ракетно-артиллерийским вооружением был разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (г. Санкт-Петербург). На стадии формирования требований МРК нового типа рассматривались в качестве дополнения к кораблям проекта 21631 «Буян-М», пригодного для использования в иных условиях. Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт», согласно информации министерства обороны и организации-разработчика, предназначаются для ведения боевых действий в ближней морской зоне, а также для выполнения некоторых задач мирного времени.

«Каракурт» в некоторой мере похож на корабль «Буян-М», однако имеет заметные отличия того или иного рода. Проект 22800 предусматривает строительство корабля длиной 67 м и максимальной шириной 11 м с осадкой 4 м. Водоизмещение такого корабля – 800 т. В состав энергетической установки входят дизельные двигатели М-507Д-1 и дизель-генераторы ДГАС-315. По имеющимся данным, МРК проекта 22800 смогут развивать скорость до 30 узлов. Дальность плавания при экономном расходе топлива достигнет 2500 миль. Автономность по припасам – 15 суток.

Основой бортовых радиоэлектронных систем является боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». С ней сопряжены радиолокационная станция наблюдения «Минерал-М» и разнообразная аппаратура управления стрельбой из всех видов вооружения. Также предусматривается использование средств радиоэлектронной борьбы, комплексов связи и т.д.

Несмотря на сравнительно малые размеры, ракетный корабль типа «Каракурт» должен нести развитый комплекс вооружения разных классов и типов. Основным ударным средством корабля являются ракеты типа «Оникс» или «Калибр», используемые с универсальной вертикальной пусковой установкой 3С14. Боекомплект состоит из восьми ракет. Надводные, береговые или воздушные цели также можно атаковать при помощи артиллерийской установки АК-176МА с 76-мм автоматическим орудием.

Для защиты от ударов с воздуха МРК проекта 22800 могут получать разное . Первый вариант проекта предлагал монтировать на борту артиллерийские установки АК-630 с 30-мм зенитными автоматами, а также использовать переносные зенитные ракетные комплексы. Начиная с третьего корабля серии, «Каракурты» будут комплектоваться ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М», способным решать те же задачи, но имеющим больший потенциал в определенных ситуациях. Сравнительно мощное артиллерийское вооружение дополняется парой установок с крупнокалиберными пулеметами.

По официальным данным, при проектировании новых малых ракетных кораблей использовались определенные решения и подходы, направленные на получение тех или иных преимуществ. Благодаря этому корабль, несмотря на сравнительно малые размеры, отличается не только высокой маневренностью, но и хорошей мореходностью. Архитектура корпуса и надстройки была сформирована с учетом снижения заметность для всех существующих средств обнаружения. Сокращено отражение зондирующих сигналов РЛС противника. Отражение электромагнитного излучения производится преимущественно в сторону от источника.

МРК проекта 22800 «Каракурт» – имея сравнительно малые размеры и водоизмещение – несут развитый комплекс вооружения, в который входят мощные ударные средства с большим радиусом действия. Характерные ходовые качества и параметры вооружения делают такие корабли уникальным средством решения боевых задач в ближней морской зоне. Находясь вблизи берега, такие корабли способны контролировать значительные акватории и крупные зоны суши, а также наносить удары по надводным или сухопутным целям.

Несколько дней назад российская судостроительная промышленность приступила к строительству очередного корабля типа «Каракурт». Тем временем первые представители этого проекта уже достраиваются у стенки и в скором будущем должны будут выйти на испытания. Согласно известным планам промышленности и министерства обороны, головной корабль под именем «Ураган» будет принят на службу уже в 2018 году. Далее, в течение нескольких лет, за ним последуют остальные МРК, которые уже были заказаны либо только планируются к заказу. Таким образом, каждая церемония, подобная прошедшей в минувший вторник, является важным событием в жизни флота и прямо способствует его скорейшему перевооружению.

По материалам сайтов:
https://function.mil.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://pellaship.ru/