Притчи 18 23. Притчи: удивительная сила произносимых нами слов. Какую жизнь ты выбираешь

18:1 Древнееврейский текст в данном случае труден для перевода. Вторая часть стиха указывает, что недружелюбный человек всегда корыстолюбив.

18:3 Безрассудство и неправедность влекут за собой презрение общества и потерю достоинства.

18:4 Слова уст человеческих - глубокие воды. Эту фразу можно толковать по-разному: или - слова обычного человека не бывают до конца ясны, или - слова мудреца содержат глубокие мысли. Подобная двойственность смысла могла быть заложена автором в текст преднамеренно, дабы сделать его максимально емким.

18:7 для души. Т.е. для жизни.

18:9 Греховная природа человека обнаруживается и в том, что ему подчас доставляет удовольствие выслушивать сплетни.

18:10 См. 6,9-11.

18:11 Имя Господа. Имя - не простое обозначение, а отражение всех свойств личности. Имя Божие - Господь, Спаситель Своего народа (см. Исх. 3,13-15; 15,1-3).

праведник... безопасен. Безопасность праведника покоится на его вере в Бога как в Спасителя.

18:12 Данный стих представляет явный контраст ст. 10 (см. Лк. 12,13-21; ср. 10,15). Здесь в скрытой форме высказано предостережение от чрезмерных упований на силу богатства.

18:15 Здоровый и сильный дух - залог здоровья и силы человека.

18:17 Подарок, о котором идет речь, не обязательно является взяткой (17,8 и ком.).

18:18 Этот стих представляет собой практическую мудрость, данную в качестве совета как искать истину в спорном вопросе.

18:19 Жребий. См. 16,33 и ком. В ветхозаветные времена для принятия решений иногда бросали жребий, тем самым полагаясь на волю Божию.

18:20 Озлобившийся брат. Озлобившийся человек замыкается в себе и становится неприступен, тем самым затрудняя примирение.

18:21 От плода уст человека. См. 12,14; 13,2 и ком.

наполняется чрево его. По-видимому, это метафора созидательных свойств мудрой речи, которая служит установлению плодотворных взаимоотношений между людьми.

18:23 См. 12,4; 19,14 и ком.

благодать от Господа. См. 8,35, где такими же словами говорится о мудрости.

18:25 Перевод древнееврейского текста вызывает затруднения. Более вероятный перевод первой части стиха (NIV): "Любящего большие компании может постигнуть жизненное крушение". В таком случае здесь контраст между двумя видами дружбы: поверхностной (являющейся причиной проблем) и глубокой.

О х, эти слова, способные ранить до глубины души! А есть и слова, которые могут унять нашу боль.

Что произошло

На прошлой неделе я подошла к стойке регистрации в кабинете своего врача. “Вот ваше направление на анализ крови,” - сказала девушка-регистратор. Но эти её слова, хоть и простые и будничные, были сказаны таким приятным и восхитительным тоном.

Я улыбнулась: “Спасибо!”

Её реакция удивила меня.

“Почему Вы это сказали? - спросила она. - Это самое приятное из всего, что мне говорили в последнее время.”

Что? Я сделала ей простой обычный комплимент, и это коснулось её. Могут ли наши слова иметь такую силу?

Думаю, да. Когда в тот вечер мой муж вернулся домой, я, как обычно, обняла его, и после лёгкого поцелуя, сказала: “Ты знаешь, как долго я ждала, когда ты вернёшься домой?”

Он подхватил меня и закружил, сказав: “Это так мило.”

Теория доказана

Вот так, моя теория доказана. Сказанные слова подобны леске для рыбалки. Забросьте её и вы обязательно что-то вытащите.

И это что-то зависит от нас. Заботливые слова дают приятные результаты. И наоборот, грубые слова ранят сердце.

Вот что однажды сказал Л. Томлин: “Человек изобрёл язык, чтобы удовлетворить свою глубокую потребность жаловаться.”

Но верно и обратное: у людей есть сильная потребность в ободрении. Они стремятся почувствовать себя значимыми, ценными и принятыми. Наши слова могут удовлетворить эту потребность.

И это легко. Позитивные и добрые слова всегда доступны. И ещё лучшая новость в том, что наши слова - это начало той любви, которой Бог заповедал нам делиться с другими… даже с незнакомцами.

Настоящее испытание

Я решила использовать этот подход с продавцами по телефону. Когда бы они ни звонили мне, я всегда тщательно подбирала слова.

Я взяла трубку. “Вы сказали, что Вас зовут Мэри? - спросила я. - Знаете, Мэри, по Вашему голосу понятно, что Вы - хороший человек. Мне жаль, что я не могу купить то, что Вы предлагаете. Но я помолюсь Богу о том, чтобы Он принёс успех в Вашу жизнь. Хорошо?”

Обычно в ответ тишина. Но одну женщину, похоже, коснулись эти слова, потому что её голос задрожал и она ответила: “Спасибо. Мне сегодня нужно было это услышать.”

У нас всех есть эта сила. Эти звуки, которые исходят из наших уст и называются словами, имеют значение. Они могут изменить отношение. Трансформировать негатив в позитив. И внести немного радости в унылую жизнь.

Не удивительно, что Бог сказал:

“Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.” (Притч. 18:22)

И когда мы провозглашаем жизнь другим людям, красота в том, что то, что мы говорим, также возвращается к нам с позитивными, приятными и радостными чувствами, которые делают нашу душу счастливой.

Наслаждайтесь этим чувством, думая о том, что:

  • Слова бесплатны.
  • Они требуют мало усилий.
  • Они всегда доступны.
  • Их можно подобрать с любовью.
  • Они могут перевернуть жизнь.
  • Они могут успокоить гнев.

Говорить нежные и искренние слова подобно рисованию разноцветной радуги на сером небе чьей-то жизни.

Мудрец спросил ученика:

В чем состоит самая ужасная трагедия человеческой жизни?

Наверное в том что человек не находит ответов на свои вопросы? - спросил ученик.

Нет, - ответил мудрец, - в том, что он не находит вопросов на которые следует искать ответы

Что важнее

Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал:

Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Я верю в себя, потому что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них. Я гляжу на вас сейчас, вижу ваши улыбки и жду ваших возражений, потому что мы уже не один раз спорили, и я уже знаю, что вы не привыкли соглашаться с чем-либо без возражений.

А с этим невозможно согласиться, - сказал другой, - если бы ты был прав, человек был бы обречен, как паук, сидеть день за днем в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас – я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Мое представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более реально, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои действия зависят сейчас не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше. А разговор с вами интересен потому, что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и неожиданные повороты мысли.

Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, - что прошлое и будущее существуют только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. И независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни – ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым: воспоминания о прошлом счастье – грустны, ожидание будущего счастья – тревожно.

В чем разница?

Один мудрец, выступая перед слушателями, рассказал им анекдот. Вся аудитория содрогнулась от смеха.

Через несколько минут он снова рассказал людям тот же анекдот. Только несколько людей улыбнулись.

Мудрец третий раз рассказал эту же шутку, но не засмеялся уже никто.

Старый мудрый человек улыбнулся и произнес: "Смеяться постоянно с одной и той же шутки вы не можете... Так почему позволяете себе плакать по одному и тому же поводу постоянно?"

Два ангела

В раю было два ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.

Отдыхающий ангел спросил другого:

Что же ты летаешь туда-сюда?

Я ношу Богу послания, которые начинаются - "Помоги Господи..."

А почему ты всегда отдыхаешь?

Я должен носить Господу послания, которые начинаются - "Благодарю тебя, Господи..."

Кто ты?

В американском аэропорту Кеннеди журналист проводил опрос на тему:

"Что по вашему мнению является самым отвратительным на свете?"

Люди отвечали разное: война, бедность, предательство, болезни..

В это время в зале находился дзэнский монах Сунг Сан. Журналист, увидев буддийское одеяние, задал вопрос монаху. А монах задал встречный вопрос:

Я, Джон Смит.

Нет, это имя, но кто Вы?

Я телерепортёр такой-то компании..

Нет. Это профессия, но кто Вы?

Я человек, в конце концов!..

Нет, это Ваш биологический вид, но кто вы?..

Репортёр наконец понял, что имел в виду монах и застыл с открытым ртом, так как ничего не мог сказать.

Монах заметил:

Вот это и есть самое отвратительное на свете - не знать, кто ты есть.

Две семьи

Живут в соседних домах две разных семьи.. Одни всё время ссорятся,у других всегда тишина и взаимопонимание.

Однажды,позавидовав миру в соседской семье,жена говорит мужу:

– Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо.

Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась.

Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит:

– Прости, дорогой, я виновата.

– Нет, это ты прости, я виноват.

Расстроился мужчина,и пошел домой. Дома жена спрашивает:

– Ну, что, посмотрел?

– Ну что?

– Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.

Цена обиды и гнева

Почему ты сердишься и обижаешься? Не лучше ли успокоиться и простить? - спросил Учитель.

А почему я должен делать ему одолжение и прощать его, он же… - хотел было оправдаться ученик.

Прости, что перебиваю тебя, - сказал Учитель. - Позволь задать тебе два вопроса, и тогда я отвечу на все твои «как» и «почему».

Ученик утвердительно кивнул.

Тебе хорошо, когда ты сердишься и обижаешься? - спросил Учитель.

Нет, конечно же, - ответил ученик.

Так кому же ты делаешь одолжение, когда благодаря незлобию, спокойствию и прощению делаешь себе хорошо?

Но скажите, как можно не обижаться? Это же так трудно.

Ты главное пойми, что каждый раз, когда ты захочешь ударить кого-то хлыстом осуждения или обиды, первым, замахиваясь, ты ударишь себя.

Секрет супружества

Одну пожилую пару, прожившую 60 лет вместе, спросили:

Как вам удалось так долго прожить вместе?

Понимаете, мы родились и выросли в те времена, когда сломавшиеся вещи чинили, а не выкидывали.

Кто чем богат

Купил человек себе новый дом - большой и красивый, с большим плодоносящим садом. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там - ведро с помоями. Он взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

Кто чем богат, тот тем и делится!

Какую жизнь ты выбираешь?

Когда Бог создал человека, то спросил его, кем он хочет быть.

Человек был ещё молодым и неопытным и потому от такого вопроса несколько растерялся и сказал: «Я не знаю».

Тогда Бог взял человека за руку и повёл к морю. Подведя его к берегу, Бог показал ему на раковины, лежащие на дне морском, и сказал:

Если хочешь, ты можешь выбрать себе жизнь раковины - будешь находиться на самом дне, среди миллионов таких же, как и ты, и едой твоей будет только то, что занесёт тебе течение. День твой сегодняшний будет похож на вчерашний, и вся жизнь твоя пройдёт без риска и потрясений. Ни победы, ни поражения не будут волновать тебя. Всё время ты будешь лежать на дне, лишь открывая и закрывая створки. И так с утра до вечера: открывать, закрывать, открывать, закрывать.

Показав человеку жизнь раковины, Бог повёл человека в горы. И там, высоко в горах, указал ему на гнездо орла.

Но если хочешь, ты можешь выбрать себе эту жизнь. Ты сможешь парить так высоко, как захочешь, сможешь жить так, как захочешь, сможешь достигать самых высоких вершин, и на вершинах этих ты встретишь лишь немногих таких же, как и ты. Ты сам будешь определять, куда и как тебе лететь, и ценой всему этому будет то, что ничто и никогда не достанется тебе просто так. Ты будешь каждый день отправляться на поиски пищи и добывать её потом и кровью. Ты можешь выбрать и эту жизнь, если захочешь.

И с тех пор появились на свете люди, которые выбрали для себя жизнь раковины, и лишь немногие, которые выбрали для себя жизнь орла.

Прит. 18:1-2 . Эгоизм, присущий человеку своенравному, побуждает его лишь к исполнению собственных прихотей, порой глупых (стих 1); "все умное" здесь может быть понято в значении "здравого суждения" "полезного совета" таковые "своенравным" насмешливо отвергаются (евр. лааг, переведенное в стихе 1 как восстает, в других местах передано в значении "насмехаться", "ругаться", 1:26; 17:5; 30:17). Стих 2 как бы продолжает по смыслу предыдущий. "Восстающий" против умных советов глуп, а у глупого человека две беды: ум, закрытый для познания, и рот напротив, закрывающийся редко, ибо уж очень хочется глупому выказать свой ум.

Прит. 18:3 . Нечестие всякого рода вызывает презрение у окружающих, человеку нечестивому не избежать бесславия, а с ним и поношения.

Прит. 18:4 . Проблема "слов, сходящих с уст человеческих", трактуется в стихах 4,6-8, 20-21. в стихе 4 они сравниваются с "глубокими водами" -потому, вероятно, что возникают в глубинах человеческой души, что не всегда однозначны и могут нести в себе некий тайный, глубинный смысл. Во второй части стиха подразумевается, что сказанные человеком мудрым, слова сами становятся источником мудрости; Соломон сравнивает их с животворным струящимся потоком.

Прит. 18:5 . О вреде лжесвидетельства на суде в пользу нечестивого. На необходимость устранения этого зла обращал внимание еще Моисей (Лев. 19:15; сравните Прит. 17:15; 23:26; 24:23; 28:21).

Прит. 18:6-8 . Необдуманные слова, произнесенные глупым человеком, приводят к ссорам и могут обернуться бедой (здесь "побоями") для него самого (стих 6). Вариация той же мысли в стихе 7. Гибель может означать тут беду несчастье; уста глупца расставляют ловушку ему самому. Слова переносчика сплетен (стих 8) сравниваются с "лакомством" в том смысле, что любители их получают удовольствие, слушая сплетни, которые запоминают и смакуют, подобно вкусной еде, приятной их "чреву".

Прит. 18:9 . Если ленивый и небрежный в работе мало чего достигает трудом своим, то расточитель недолго радуется плодам своего труда, ибо недолго владеет ими.

Прит. 18:10-11 . Тема этих притчей - убежище истинное и воображаемое. Истинное имеет праведник, прибегающий к имени Иеговы, т. е. вверяющий себя Господу (стих 10). Это убежище сравнивается с крепкой башней: укрывшийся в ней безопасен. Не то богатый, который полагается на крепкий город, которым владеет (сравните 10:15).

Хотя богатство предпочтительней бедности, служить столь же твердым залогом безопасности, как Господь, оно не может. Потому-то высокая ограда вокруг города - лишь воображаемая защита на случай несчастья. Как и имение (имущество, деньги) отнюдь не являются ключом к решению всех проблем, возникающих в жизни.

Прит. 18:12-14 . Высокое мнение о самом себе, гордость, в конечном счете ведут человека к падению, тогда как смирение нередко есть залог его последующего возвышения (стих 12). Тот, у кого готов ответ на все (стих 13), даже на вопрос или мнение собеседника, не выслушанные до конца, глуп, замечает Соломон.

Древнееврейские мудрецы, знатоки Торы, видели в подобном поведении свидетельство небольшого ума и необразованности. Сами они всегда внимательно выслушивали собеседника и ответ давали, тщательно его обдумав. Обстоятельство, о котором говорится в стихе 14, давно подтверждено и врачами: человек сильный духом может побороть и физическую болезнь; напротив, павшему духом не всегда помогут и врачи.

Прит. 18:15 . Разумный сердцем стремится к приобретению знания. Вторая фраза этого стиха содержит в себе указание на устное преподавание мудрости (Торы в первую очередь) в древнееврейских школах (сравните 15:31). Мера мудрости, приобретаемой учеником, зависела от того, насколько внимательно слушал он учителя.

Прит. 18:16 . То, о чем здесь говорится, являлось характерной чертой древневосточной жизни: предстать (по той или иной нужде) перед вельможей без подарка было нельзя. Подарок этот сродни был взятке, хотя, возможно, и не носил столь явного характера. Предложение подарка, или взятки, тут не одобряется, а лишь констатируется как то, что было принято.

Прит. 18:17-19 . Эти притчи на тему споров и тяжб, которые решаются в суде. Стих 17 звучит как совет судье выслушать обе конфликтующие стороны прежде чем вынести решение по их спору. В стих 18 ссылка на один из известных в Библии способов решения тяжб: бросался жребий, который и прекращал споры (сравните 6:33; толкование на Есф. 3:7; Деян. 1:26), в стихе 19 обоснование необходимости так или иначе положить конец конфликту как можно скорее: восстановить отношения между двумя братьями (родственниками ли по крови или соплеменниками), один из которых озлоблен, полагая себя стороной обиженной, не менее трудно чем овладеть неприступным городом.

Прит. 18:20-21 . Плодом уст человека и произведением их названы его слова (сравните 12:14; 13:2). Будучи позитивными и ободряющими, они могут служить и его собственному благу. И в их же власти (во власти языка) - смерть и жизнь. К примеру, ложное показание в суде могло грозить кому-то смертью. "Любящими язык" названы в стихе 21 люди на язык невоздержанные (сравните 10:19; 18:2; 20:19); Соломон предупреждает их, что они сами же от своего языка пострадают (вкусят от плодов его).

Прит. 18:22 . Обретение доброй жены рассматривается как благодать от Господа.

Прит. 18:23 . Милосердие к нуждающимся почиталось у древних евреев обязанностью и высоким нравственным достоинством. Здесь осуждается отсутствие его.

Прит. 18:24 . Эта притча очень созвучна правилу, соблюдение которого представлялось древним евреям весьма важным: "Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе". Выражается мысль, что бывает друг, который ближе человеку, чем брат его по крови.

1–10. Против немиролюбия, страсти к спорам и других проявлений негуманного и безрассудного настроения. 11–17. Семь притчей, поучающих преимущественно надежде на Бога и смирению, как путям, ведущим к истинной мудрости. 18–22. Против страсти к тяжбам и злоупотреблений даром слова. 23–25. О разных видах любви.

Притч.18:1. Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.:

Притч.18:2. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

Притч.18:3. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием – поношение.

Притч.18:4. Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток.

Притч.18:5. Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

Притч.18:6. Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.

Притч.18:7. Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его.

Притч.18:8. Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.]

Притч.18:9. Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева.

Притч.18:10. Нерадивый в работе своей – брат расточителю.

Осуждается эгоистическая замкнутость своенравного человека, лишающая его возможности услышать и осуществить какой-либо полезный совет (ст. 1–2), с замечанием о посрамлении нечестия вообще (ст. 3). Затем устанавливается глубокий взгляд на внутреннюю природу человеческой речи, преимущественно человека мудрого: речь его, прежде произнесения, слагается в глубине души его, подобно сокрытой в недрах земли, воде: глубина и обдуманность содержания, обилие ценных мыслей и животворность речи мудрого – таковы пункты сравнения ее с ключевой водой (ст. 4. Сн. Притч 20.5; Еккл 7.24). Из отдельных сентенций здесь, прежде всего, осуждается всякое лицеприятие на суде (ст. 5): устранить это зло ставил своею целью среди Израиля библейского еще Моисей (Лев.19:15; Втор 10.17). Затем – против злоупотреблений даром слова, свойственных глупому и безрассудному (ст. 6–7), против клеветничества, лености, расточительности (8–10).

Притч.18:11. Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен.

Притч.18:12. Имение богатого – крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.

Притч.18:13. Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.

Притч.18:14. Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.

Притч.18:15. Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух – кто может подкрепить его?

Притч.18:16. Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.

Притч.18:17. Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его.

Указывается с одной стороны на непоколебимую твердыню имени Иеговы, как несомненного оплота для надеющихся на Него (ст. 11), с другой стороны – на обманчивость, призрачность надежд богатого на помощь богатства (ст. 12); если в Притч 10.15 говорилось о том горделивом приподнятом самомнении, какое внушает Богу обладание богатством – в противоположность угнетенному состоянию духа бедняка, то здесь (ст. 12; евр. 11) говорится о ничтожестве надежд богача, как факт опыта (правильно передает русск. перев – синод. и Архим. Макария – евр. бемаскито – «в его воображении». Принятый текст LXX и Vulg. не выдерживают этого значения). Ст. 13 сн. Притч 16.18 и Притч 15:33. Указываемый в ст. 14 признак глупца – манера отвечать, не выслушав вопроса, – считался у древнееврейских мудрецов весьма типичным дли человека глупого и необразованного, тогда как противоположное свойство признавалось признаком ученого и мудрого (Сир 11.8; Мишна, Авот, V, 7). По ст. 15 дух человека может быть и источником силы, мужества для всего существа человека, но также – при унынии – источником слабости (по евр. т. в первой половине стиха руах , «дух», муж. р., а во второй – женск.). В ст. 16 (евр. 15) заключается указание на то, что учение мудрости, прежде всего, самая Тора, преподавалось всегда устно, и от степени внимания ученика зависела мера научения его мудрости (ср. Притч 15.31; Авот VI, 5). Ст. 17 отмечает типичную черту восточных нравов, согласно которым без подарка нельзя ни представиться высшему лицу, ни выиграть дело в суде (ср. Притч 19.8).

Притч.18:18. Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.

Притч.18:19. Жребий прекращает споры и решает между сильными.

Притч.18:20. Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам зáмка.

Притч.18:21. От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.

Притч.18:22. Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.

Ст. 18 содержит, по-видимому, совет судье – не обольщаться показаниями одной из тяжущихся сторон (ср. Авот I, 8–9). По ст. 19 в спорах и тяжбах, при неимении другого выхода, решающим средством был жребий (ср. Притч 16.33). Смысл ст. 20 (евр., LXX., Vulg. – 19 ст.) иначе передается евр. т. и русск. (Синод. и Архим. Макария) – «брат, озлобленный («изменою», по архим. Макарию), неприступнее крепкого града«, чем у LXX (αδελφός ὺπο αδελφοῦ βοηθούμενος, ὠς πολις οχυρὰ καὶ ὑψηλὴ), в Vulg. – (frater; qui adjuvatur a fratre, gnasi civrtas firma), и в слав.: »брат от брата помогаем, яко град тверд и высок«. Хотя образ укрепленного города более обычно означает нечто защищающее, дающее надежное прибежище ищущим его, и потому мог бы быть принят смысл, даваемый LXX, Vulg., слав., но контекст речи данного места – ст. 18–19, ср. вторую половину ст. 20 – говорит в пользу евр. -русск. чтения. Ст. 21 сн. Притч 12.14:13.2. Ст. 22. О важном значении языка, то благотворном, то гибельном (ср. Сир 38.20-22), подобным образом, но гораздо подробнее говорит Апостол Иаков (Иак 3.5-9).

Притч.18:23. Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.– [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив.]

Притч.18:24. С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.

Притч.18:25. Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.

Премудрый говорит здесь о разных видах любви и привязанности, и, прежде всего, признает великим даром Божиим и счастьем для человека обладание доброй женой (ст. 23, ср. Притч 31.10 сл., Сир 26.1 сл.); затем, имея в виду отрицательным путем выразить долг любви и милосердия к нуждающимся, изображает смиренно молящую фигуру нищего с одной стороны, и грубую надменность и жестокосердие богача с другой (ст. 24, сн. Притч 14.21:17.5); наконец, говорит об идеальной дружеской любви, способной превысить силу любви братской (ст. 25).